A+ A A-

Доклад по литературе "Древнерусские летописи"

Летописи - это памятники исторической прозы Древней Руси. К исторической прозе ученые относят сочинения историков, ко­торые видели свою задачу в том, чтобы осмыслить факты про­шлого и изобразить их в яркой, живой форме. Основой летописи является политическая история, которая связана с современными событиями, с реальной жизнью. Объектом летописей является реальный человек и общество. Как пишет исследователь древне­русской литературы В.Г. Мирзоев, «... летописец, хотя в общем довольно осторожно, обрабатывал материал как предшественни­ков, так и новый, им добытый, по своему разумению стараясь достоверно отразить свою эпоху».

Летопись является одним из основных жанров древнерусской литературы. Название этого жанра происходит от слова «лето» (год): в летописях, рассказывающих о тех или иных событиях, повествование велось по годам. Рассказ каждого года начинался с одного слова: «В лето...» (т. е. в такой-то год...). Летопись ло­гично, в строгом хронологическом порядке рассказывает о собы­тиях исторического прошлого, которые последовательно разви­ваются от года к году. Именно из летописей мы можем узнать о событиях истории нашей страны, давно прошедших: о трагиче­ской битве на реке Калка, о Куликовской битве, о том, как захва­тил Москву хан Тохтамыш, о междоусобной борьбе русских кня­зей и многом другом.

Как и героический эпос, летопись представляла собой сбор­ник фактов и идей и являлась результатом творчества разных людей, авторов, разных времен. Летопись, по убеждению спе­циалистов, имеет большое значение как факт культуры народа - это «первичная форма исторических произведений в накоплении знаний о прошлом».

Каковы причины возникновения летописей? Литература уже осознает положение своей страны, своего государства в мировой системе. Она пытается найти место своего народа в истории, ос­мыслить его значение в мировой истории, в мировом историче­ском процессе. Кроме этого расширяется потребность в истори­ческих знаниях, и летопись стремится осветить как можно больше исторических фактов, событий.

На Руси летописи велись с XI по XVIII век. До середины XVI века (период царствования Ивана Грозного) летопись яв­лялась основным видом исторического повествования. После этого времени она постепенно уступает свои позиции дру­гому историографическому жанру - хронографу (хроногра­фы — это исторические сочинения, излагающие всемирную ис­торию).

Летописи составлялись в монастырях, при дворах русских князей (затем - русских царей), в канцеляриях митрополитов.

Авторы летописей, летописцы, не были независимыми, част­ными лицами; как правило, они выполняли поручение, задание или заказ духовных или светских властителей и отражали инте­ресы определенной группы людей. Вот почему до нас дошли ле­тописи, повествующие об одних и тех же событиях, но рассказы­вающие о них по-разному.

Исследователи различают два вида летописей. Одни летописи представляли собой или обычные записи по годам, сообщения о событиях, или летописные рассказы - описание событий с вклю­чением диалогов, конкретных деталей.

Летописные рассказы тоже различаются: в одних повествует­ся о событиях, современником которых является летописец; эти рассказы литературно обработаны и более реалистичны; другие рассказывают о событиях давно минувших лет, часто это эпи­ческие предания, легенды, внесенные в летопись не сразу, а спустя некоторое время. Характерными чертами таких летописей являются лаконичность описания, обобщенность образов героев, занимательный сюжет, эффект неожиданности.

Академик Д.С. Лихачев относит летописи к числу «объеди­няющих жанров» (термин Лихачева), потому что летописи вклю- 30 чают в себя элементы других жанров: исторической прозы, во­инской повести, жития святого, поучения, похвального слова.

Многие известные и сейчас произведения древнерусской ли­тературы дошли до нас в составе летописей. Это такие широко известные произведения, как «Поучение» Владимира Монома­ха, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и другие.

В истории развитии жанра летописи исследователи выделяют несколько периодов.

Первые записи исторических событий начали вестись в конце X века в Киеве. Однако как жанр летопись возникла в XI веке, в период княжения Ярослава Мудрого. Д.С. Лихачев считает, что в первой половине 1040 года мог быть составлен свод преданий о том, как возникло на Руси христианство. Создание этого свода объяснялось стремлением сказать о том, что история Руси близка истории древних христианских государств; это нужно было для того, чтобы повысить авторитет русской церкви и молодого рус­ского государства.

Второй этап развития русских летописей ученые связывают с периодом 1060-1070-х годов: считается, что в это время сложи­лась форма летописного повествования - повествование в форме погодных (по годам) статей. Именно в этом было отличие древне­русских летописей от, например, византийских хроник, в которых исторические события описывались по периодам царствования то­го или иного правителя. Второй этап развития русских летописей связан с именем и деятельностью Никона - инока Киево-Пе- черского монастыря. Около 1095 года был создан «Начальный свод», который сохранился в новгородских летописях. На его ос­нове был создан прекрасный памятник древнерусской литературы, не имеющий себе равных в Европе по разнообразию источников, а также талантливости повествования, — «Повесть временных лет» (написана около 1113 года). Всемирно известная летопись - «По­весть временных лет» - по существу является энциклопедией ис­торических знаний своего времени, как интересно отозвался о ней исследователь В.Г Мирзоев, «сконцентрированный сгусток поли­тической мудрости раннего русского средневековья». Повесть указывала на место славян в мировой истории. Интересно, что значение «Повести временных лет» уже тогда хорошо осознава­ли в Древней Руси - именно она открывала все своды последую­щих лет.

В XII—XIII веках летописи ведутся не только в Киеве и Нов­городе, но и в других русских городах - в Рязани, Владимире, Чернигове, Ростове. Знаменитыми памятниками XIII века явля­ются летописные повести о битве на реке Калка в 1223 г. и о на­шествии хана Батыя 1237-1241 гг.

Новый подъем в развитии летописи как жанра происходит в XIV веке. Ученые связывают это с такими важными историче­скими событиями в жизни Древней Руси, как Куликовская битва в 1380 году и возвышение Москвы.

Первый общерусский свод летописей был создан в 1408 (по некоторым данным в 1409) году. В 1480-х гг. записи текущих событий стали носить сугубо официальный характер; с этого времени независимое, местное летописание в русском государ­стве перестало существовать (за исключением Пскова).

С XVI века летописание ведется только в Москве, столице русского государства. Появляется русский Хронограф, который объединил изложение мировой истории (от библейского времени до падения Византии) и русской истории (от древнейшей исто­рии до середины XV века).

В XVI веке (1568-1576 гг.) по заказу царя Ивана IV (Ивана Грозного) создается самый крупный летописно-хронографичес- кий памятник Древней Руси - Лицевой свод. Он содержит 10 томов, талантливо украшенных миниатюрами (в количестве более 16 тысяч).

К XVII веку исчезает общественное и историческое значение летописей.

Русская художественная литература не раз обращалась к ле­тописям. Летописные рассказы использовали в своем творчест­ве такие известные русские писатели, как Н.М. Карамзин, А.С Пушкин, А.К. Толстой и другие.

 

загрузка...
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...