A+ A A-

Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Два гения русской литературы. Два великих современника.

Н.В. Гоголь был лично знаком с великим русским поэтом, очень высоко ценил его творчество. В творческой судьбе самого писателя Пушкин сыграл очень важную роль.

«А.С. Пушкин был первым, кто печатно приветствовал «Ве­чера на хуторе близ Диканьки». Он привлек Гоголя к актив­ному сотрудничеству в своем «Современнике». Пушкиным подсказаны сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ», - пишет критик А. Турков, отмечая роль Пушкина в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

Н.В. Гоголь узнал Пушкина, вернее его творчество, еще мальчиком. Учась в Нежинской гимназии, он зачитывался сти­хами и поэмами А.С. Пушкина, организовывал среди студентов складчину и выписывал выходивший отдельными главами зна­менитый роман «Евгений Онегин».

В 1829 году, когда Гоголь приехал в Петербург, он в первые же дни отправился к любимому и почитаемому им поэту, одна­ко Пушкин принять его не смог, а прийти второй раз к нему Го­голь не решился.

Познакомился Гоголь с Пушкиным спустя два года, в 1831 году, на вечере у Петра Александровича Плетнева, из­вестного литератора, преподавателя словесности в Петербург­ских женских институтах, впоследствии ставшего ректором Пе­тербургского университета.

«Пушкин сразу оценил одаренность Гоголя, его удивитель­ный мягкий юмор, наблюдательность, совершенно очевидные артистические способности и мастерство рассказчика. С пер­вых же дней знакомства Пушкин стал пристально следить за развитием писательского таланта Гоголя, всячески ободряя и поощряя его», - пишет в своих воспоминаниях Г.П. Да­нилевский, известный во второй половине XIX века автор исторических романов «Сожженная Москва», «Черный год» и других.

После выхода в свет сразу полюбившейся многим и загадоч­ной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», подписанной странным именем Пасичника Рудого Панька, А.С. Пушкин напи­сал на нее прекрасную рецензию. Он высоко оценил мастерство автора повестей, их художественное своеобразие, веселость, 152 жизнерадостность, поэтичность, которыми были проникнуты эти повести неизвестного никому автора.

Как рассказывал слуга Гоголя - Яким, Пушкин часто запро­сто приходил к его хозяину; не застав его дома, как вспоминает Г.П.Данилевский, «...с досадою рылся в его бумагах, желая знать, что он написал нового. Он... все твердил ему: «Пишите, пишите!», а от его повестей хохотал и уходил от Гоголя всегда веселый и в духе».

А.С. Пушкин сыграл замечательную роль в создании Гоголем его знаменитой пьесы «Ревизор».

Н.В. Гоголь еще с детства увлекался театром (в детские годы его отец, Василий Афанасьевич, писал пьесы, в основном коме­дии, которые ставились в дворовом театре их родственника, ме­цената Трощинского, который жил недалеко от их поместья Ва- сильевка. Н.В. Гоголь мечтал сам написать комедию и просил А.С. Пушкина, чтобы тот подсказал ему сюжет. И Пушкин под­сказал — он подарил ему сюжет будущей известной комедии «Ре­визор», который хранил у себя. «Впрочем, - говорил поэт, - я не написал бы лучше. В Гоголе бездна юмору и наблюдательности, которых в иных нет», - пишет В.И. Шпрок в своих «Материалах для биографии Гоголя».

А.С. Пушкин очень интересовался судьбой пьесы, сюжет ко­торой он подарил Гоголю. Он присутствовал на чтении комедии писателем. Был на премьере пьесы в Александринском театре в Петербурге. Он уговорил Гоголя прочесть пьесу артистам Мос­ковского Малого театра.

А.С. Пушкин подарил Гоголю замысел еще одного произве­дения - знаменитой поэмы «Мертвые души».

В своей «Авторской исповеди» Н.В. Гоголь пишет о том, как долго уговаривал его Пушкин взяться за большое сочинение и в итоге отдал свой собственный сюжет, из которого он хотел сде­лать сам что-то вроде поэмы и который, по его словам, не отдал бы никому другому. Это был сюжет «Мертвых душ». Гоголь ус­пел до трагической гибели Пушкина прочитать ему первые гла­вы поэмы.

Отношения Гоголя и Пушкина - пример бескорыстной твор­ческой дружбы двух великих писателей, когда старший, уже из­вестный писатель, по достоинству оценивает талант младшего, искренне старается помочь ему найти свою дорогу в литературе, а младший, преклоняясь перед гением старшего, глубоко по­нимает и оценивает его творчество. Вот что пишет Н.В. Гоголь литератору и педагогу Н.Я. Прокоповичу в Париж в январе 1837 года (незадолго до гибели Пушкина на дуэли): «Где выбе­рется у нас полугодие, в течение которого явились бы рядом две такие вещи, каковы «Полководец» и «Капитанская дочка». Ви­дана ли была где-нибудь такая прелесть! Я рад, что «Капитан­ская дочка» произвела всеобщий эффект».

Н.В. Гоголь очень тяжело переживал гибель А.С. Пушкина. Он написал статью «Несколько слов о Пушкине», посвященную творчеству великого русского поэта, в которой по достоинству, очень проницательно и тонко оценил вклад Пушкина в русскую культуру и литературу. Гоголь первым увидел в нем националь­ного поэта. «При имени Пушкина, — писал он в статье, - тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем заключи­лось все богатство, сила и гибкость нашего языка...»

Гоголь отмечает значение Пушкина в русской литературе, определяет достоинства его поэзии:

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единст­венное явление русского духа: это русский человек в его разви­тии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем рус­ская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптиче­ского стекла...

...Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин; ничья слава не распространялась так быстро...

.. .Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа. Их только может со­вершенно понять тот, чья душа так нежно организована и развилась в чувствах, что способна понять неблестящие с виду песни и русский дух...». Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине.

И в статье, написанной в 1846 году, - «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность», Гоголь- критик еще раз останавливается на замечательных качествах по­эзии Пушкина: «Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого».

 

загрузка...
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...