A+ A A-

«Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

 

В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов.

Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни.

За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла.

Как замечает Ирина Богатко, давно занимающаяся творчест­вом Юрия Марковича Нагибина, «и в нашей, и в зарубежной критике цикл этот назвали «Записками охотника» двадцатого ве­ка». указывая тем самым на адрес традиции».

Действительно, близость цикла Ю.М. Нагибина и «Записок охотника» И.С. Тургенева несомненна главным героем циклов рассказов писателей является человек с ружьем, который, охо­тясь. путешествуя, наблюдая за природой, встречается со многи­ми людьми и внимакмьно к ним присматриваемся. В произведе­ниях Иашбнна не всегда, как у Тургенева, рассказ ведется от первою лица, но всегда в лирическом юрое мы видим автора произведения.

В рассказах действуют одни и те же персонажи Анатолий Иванович, так же как и Нрмолай. с которым охотится Гурюнев, часто сопровождает героя рассказов К). На­гибина.

И еще одно важное сходство можно заметить в рассказах рус­ского классика И.С. Тургенева и писателя XX века Ю.М. Наги­бина. Природа у них не просто фон, на котором действуют герои. Пейзаж незримыми ни тями связан с идеей рассказа.

Главной проблемой «охотничьих рассказов» Ю.М. Нагиби­на является проблема «человек и природа». Писатель интере­суется прежде всего нравственной стороной этой проблемы. «Поведение человека на природе во многом определяет его поведение и среди людей», - убежден любимый герой Наги­бина. егерь Анатолий Иванович, выражая убеждение самою автора рассказов.

В рассказе «Когда утки в поре» Ю.М. Нагибин пишет: «При­рода мстит... за всякое бездумно-грубое вторжение в ее бытие, такое, казалось бы, простое и вместе с тем сложное, таинствен­ное, приоткрывающее себя лишь бережному, терпеливому, при­стальному и смиренному взгляду».

В рассказе «В распутицу» писатель передает диалог с тарою деда-охотника с молодым охотником:

«На наш век дичи хватит», - настаивает упрямый заскоруз­лый дед. И ему резонно от вечает молодой охотник: «На твой век, конешное дело, хватит, а вот что детям моим останется? Нет, я на это не согласный!»

В словах молодого парня звучит голос автора, его уверен­ность в том, что нужно бережно сохранять природу, чтобы жизнь продолжалась на земле.

В рассказах «Подсадная утка», «Молодожен», «Разговор», «Последняя охота», «Погоня» Ю.М. Нагибин с большой симпа­тией пишет о жителях Мещерского края, об их духовной чисто­те, внимательности к окружающему миру и людям, воспитанной тесным общением с природой.

Персонажи «охотничьих рассказов» писателя «всег да ока­зываются на природе и по делу. Огги либо охотятся, либо ры­бачат, либо собирают грибы, либо имеют какую иную кон­кретную цель. Они... не участники пикников и не праздные гуляки... Участием в каком-то деле определяется внимание к подробностям жизни природы, знание ее. У Нагибина никог да нет дерева вообще, птицы вообще, зверя вообще», - пишет Ирина Богатко.

И критик приводит фрагменты из разных рассказов Наги­бина в подтверждение своей мысли. Эти «зарисовки приро­ды», сделанные ггисателем, позволяют ггредставить ег о манеру письма, выразительность языка, внимательное отношение к природе.

«Весна пела тут во весь голос. Токовали тетерева, щелкали соловьи, посвистывали синицы, надрывались перепела. Они бы­ли самыми неистовыми в этом любовном хоре. Как чист и гро­мок был перепелиный голос, если, долетая сюда издалека, с прошлогоднего жнивья, он звучал будто над самым ухом...» (рассказ «Когда утки в поре»),

«Вдруг словно разорвалась смутно-зеленая ткань, лес рас­пахнулся опушкой, а впереди возникло что-то огненно-рыжее, как шерсть лисицы. Вначале это огненно-рыжее было совсем близко, затем отдалилось, освободив место другим многочис­ленным, более тихим краскам. Краски оконтурились, стали па­хотой, картофельным полем, плетнем, крышами изб, тополями, полоской реки, а рыжее - кустом рябины с рано опаленными осенью гроздьями, что росла в его, Дедка, огороде...» («По­следняя охота»),

В рассказе Ю. Нагибина «Последняя охота» раскрывается единство человека с природой, значение этой связи. «Эта вели­кодушная природа, - пишет И. Богатко, - подсылая чирка дрях­лому Дедку, помогает ему почувствовать себя на исходе тем славным охотником, каким он был в крепкую пору жизни».

«Чирок лежал на его ладони, свесив голову и полузакрыв голубоватой пленкой мертвые, не отражающие света глаза; его светлая грудка выгибалась крутым горбиком, а плоская спинка отдавала в ладонь Дедка уходящее тепло жизни. И Дедок по­чувствовал острую, до слсз, нежность и щемящую благодар­ность к маленькому, быстрому, как молния, легуну, отдавав­шему свою жизнь, чтоб продлилась затихающая жизнь старого охотника».

Писатель видит, чувствует щедрость и доброту природы, она отдает человеку все. Из природы пришло к Дедку чувство г ар­монии и понимание того, что «надо подтолкнуть людей на что-то хорошее» (рассказ «Новый дом»),

В большей части «охотничьих рассказов» К). Нагибина дей­ствует, живет егерь Анатолий Иванович, образ которого автор писал с натуры.

«Серьезный, прохладноватый, никогда не теряющий чув­ства собственного достоинства, инвалид войны, ловкий, умелый, совестливый охотник» - таков Анатолий Иванович, о котором с большой теплотой пишет Нагибин. Он беззавет­но любит свое дело - дело егеря, умеет учить других ему; он пишет стихи и только сожалеет, что гак поздно пришло к не­му это желание и умение выразить в стихах свое поэтичес­кое ощущение мира.

Кроме егеря Анатолия Ивановича в «охотничьих рассказах» «живет» множество и других героев. К некоторым из них писа­тель относится с нескрываемой симпатией, как и к Анатолию Ивановичу, - это колхозный шофер Петрак, свояк егеря, трудо­любивый, честный, душевный человек; это и сторож охотничь­его домика Матвеич (рассказ «На тетеревов»), задиристый, жизнерадостный, артистичный и лукавый. К другим - не скры­вает своего резко критического отношения. Таков егерь Толма­чев в рассказе «На тетеревов» - холодный, эгоистичный; моло­дой парень из рассказа «Обормот», Семка - браконьер из рассказа «Погоня».

«Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина привлекают своим добрым отношением к людям и к окружающему миру, живы­ми, выразительными зарисовками природы, легким, простым и в то же время образным языком.

 

  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова (510)

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического...

      Подробнее...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века (651)

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике....

      Подробнее...

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси (436)

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет...

      Подробнее...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет» (485)

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На...

      Подробнее...

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл (460)

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику...

      Подробнее...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы (382)

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как...

      Подробнее...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова (673)

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского...

      Подробнее...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя (422)

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень...

      Подробнее...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина (493)

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано...

      Подробнее...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года (390)

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло...

      Подробнее...