A+ A A-

Образ учителя в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

В замечательном рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из его автобиографической книги «Последний поклон» одним из главных героев является учитель, Евгений Ни­колаевич.

Писатель с раннего детства и до конца своих лет сохранил ог­ромное уважение к учителям, понимание значения их благород­ного труда, понимание серьезной ответственности этого труда, т.к. они имеют дело с живыми человеческими душами.

В словарях - Толковом словаре русского языка, в Этимологи­ческом словаре русского языка находим значение слова «учи­тель». Сама семантика (значение) и этимология (происхождение, история) этого слова - «учитель», «педагог» говорит об огром­ной роли учителя в жизни человека.

Профессия учителя, педагог а - одна из древнейших профес­сий на земле. Она возникла как необходимость сохранения рода и его ценностей — трудовых, нравственных, культурных, а для этого необходимо было учить детей всему, что знали старшие, старейшины. Со временем сельскохозяйственное и ремесленное производство усложнялось, обогащались и расширялись знания людей об окружающем мире. Все это обусловило необходимость специального обучения и воспитания молодого поколения, под­готовки его к жизни. Первые учителя появились тогда, когда на­чался процесс совершенствования орудий труда; это были самые мудрые и уважаемые люди.

Сначала появилось слово «педагог»; оно произошло от греческого и обозначало «договодитель: в прямом смысле таковы первоначально были функции педагога — в Древней Греции это были рабы, которые должны были присматривать за детьми, водить их в школу, на прогулки. И только позднее основными функциями педагога стали воспитание и обучение детей.

Слово «учитель» появилось ноше, когда человечество осоз­нало, что знания есть ценность сама по себе (Платон) и что нужна специальная, тщательно продуманная организация дея­тельности детей, направленная на приобретение знаний и уме­ний, т. е. обучение. Учитель - это тот, кто наставляет, обучает, преподает. Как правило, учителями всегда становились самые умные, знающие, уважаемые люди. В Древнем Вавилоне, Си­рии, Египте это были жрецы, в Древней Греции - наиболее та­лантливые вольнонаемные граждане; в Древнем Риме учителя назначались от имени самого императора: это были люди, хо­рошо знающие науки, много путешествующие, а потому знаю­щие языки, культуру, традиции и обычаи разных народов. В Древнем Китае на должность учителя могли претендовать муд­рейшие представители общества (интересно, что в этой стране еще в XX в. до новой эры существовало министерство, зани­мающееся вопросами просвещения народа).

В России роль учителя была велика с самого начала; в Киев­ской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями ро­дителя и государя. Учителей в Древней Руси называли масте­рами, подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения.

Такое традиционно - уважительное отношение к учителю было в нашей стране и в те далекие годы, о которых повествует В. Астафьев в своем рассказе.

В своем рассказе «Фотография, на которой меня нет», ис­пользуя крайне лаконичные художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице. Он описы­вает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну полови­ну «дряхленького домишка», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который часто болеет. Писатель не дает полного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно за­поминались глаза -- «немного печальные и оттого необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Сань­ки» - обыкновенный молодой человек - оказывается, и лет ему было совсем немного - двадцать пять.

Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отно­шение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские ба­бы приносят им молоко, творог, сметану (у них - маленький ребенок!), ягоду; ребеночка «доглядят», полечат, если надо, привозят тайком, чтобы не отправили назад, дрова и т.д.; ба­бушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя, повесила его одежду не в кутью, накрыла стол праздничной скатертью, понаставила всякой снеди, чтобы угостить гостя, а затем хвасталась всему селу, что их дом посе­тил учитель... И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».

Почему же односельчане с таким уважением и любовью от­носились к Евгению Николаевичу и ею семье? В.П. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учи теля и учительницы к сво­им ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ру­чек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводи­лами в деревенском клубе...»), особенно подчеркивает их вни­мание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоя­щее уважение к личности каждого ребенка.

Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писа­тель показывает их самоотверженность, преданность своему делу.

Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как тако­вая практически отсутствовала -- вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, даже учебников, тетрадей, карандашей. Учителям приходилось исхитряться и самим «добывать» псе необходи­мое для обучения (учебники, тетрадки, карандаши, договари­ваться с мужиками за «магарыч» из своей зарплаты, что­бы они сделали столы и скамейки); когда к весне кончились тетрадки, краски, карандаши, выменянные учителем на утиль­сырье. он стал проводить уроки в лесу, на природе: учитель рассказывал ребятам много интересного и полезного. Учитель же дот оворился с городским фогот рафом сделать фотографии школьникам на намять.

Вино особенно привлекают такие личное тыс качества учи­теля Евгения Николаевича, как доброта, внимательность, уважи­тельное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам - слушал учеников внимательно, «хвалил, блат одарил даже за то, что рассказывали многое, неизвестное ему, город­скому жителю, не стеснялся учиться у своих маленьких учени­ков: подкупали также знания учителя: «Как мною он знал!» - восклицает Витя. А еще его подкупала грустная и ласковая улыбка учителя. Полому и Витя, и остальные ученики Евгения Николаевича относились к нему с любовью и уважением: Витя «изо всей мочи старался не обляпаться, не пролит т. из блюдца чай», когда учитель навестил сто, больною; ребята отыскали в камнях кепку учителя, когда был закончен бой со змеей, и кори­ли себя, что не они «обороняли» учителя, первый раз видевшею змею и потому не знающего, как ее убить, а он - их).

В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учи­тель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до 1акой почести, как наши учителя, чтоб растворить­ся в памяти народа, с которым и для которою они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

 

загрузка...
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...