A+ A A-

Доклад по литературе "Особенности устного народного творчества"

Возникновение устного поэтического творчества русского народа связано прежде всего с образованием древнерусского государства в 9-10 вв. Устное народное творчество Древней Руси с X до середины XVI века включительно совершенно не фиксировалось письменно. Наши сведения об этом древнем периоде поэтического творчества черпаются лишь из косвен­ных источников.

Это первое художественное творчество человека развива­лось в тесной связи с его отношением к природе, к труду, в свя­зи с представлениями человека об окружающем мире, его месте в этом мире. Поэтому первыми произведениями устного народ­ного творчества были обрядовые песни, заговоры, заклинания, которые помогали человеку бороться с непонятными природ­ными явлениями, просить помощи у языческих богов.

Постепенно начинает развиваться и непосредственно сло­весное творчество: сказки, мифы. И позже всего возникает ге­роический эпос — былины, где происходит смешение реально­го с фантастическим. Человек Древней Руси верил в магическую силу обрядового фольклора. Имеется ряд прямых свидетельств в древнерусской письменности о соответствую­щих праздниках и обрядах, соблюдавшихся в Древней Руси (в «Поучении новгородского епископа Ильи — Иоанна XII в. — о колядовании, в «Правиле» митрополита Киприана XIII в. — о масленице, в Ипатьевской летописи под 1174, 1177, 1195 и 1262 гг. — о «русальной неделе» и «купале», в «Послании игу­мена Панфила от начала XVI в. — о купальских обрядах, в «Стоглаве» серед. XVI в., в «Густынской летописи» XVII в. — о купале и троицином дне и в др. памятниках). С принятием хри­стианства не произошло полного отказа от языческих представ­лений о существовании мира, появлении дождя, снега, солнеч­ных и лунных затмений и др. Иногда народ лишь внешне менял одних богов на других. Например, место «скотьего бога» Беле­са занял Власий (или Егорий), место Перуна — Илья-пророк и т.п. Но смысл народной веры остался прежним.

До наших дней в той или иной мере дошли разные языче­ские верования, а также песни, загадки, сказания, сказки, со­провождающие эти верования. Культурными центрами, со­хранившими для нас устное народное творчество, были Великий Новгород, Киев, позже Москва и ряд других торго­вых центров Древней Руси.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает на­родная мудрость. С появлением народа связано возникновение народного творчества, которое передавалось из уст в уста. Вся­кое произведение фольклора имеет множество вариантов, так как оно не имеет конкретного автора и с течением времени из­меняется, поскольку каждый рассказчик либо придумывает что- то свое, либо что-то забывает. Поэтому конкретного автора на­звать нельзя, поскольку творцом поэзии был сам народ, произ­ведения создавались веками. Временные границы фольклора условны: устное народное творчество появилось на Руси еще до возникновения письменности и существует до сих пор.

Все произведения устного народного творчества можно распределить по определенным жанрам. К традиционным жанрам фольклора относятся:

Сказка — эпическое повествование, преимущественно про­заического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. С детства мы знаем такие сказки, как «Колобок», «Липовая нога», «Василиса Премуд­рая», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка». По содержанию сказку можно разделить на социально-бытовую (где повеству­ется о событиях в жизни человека), о животных (героями таких сказок являются звери), волшебную (в которой рассказывается о необыкновенных приключениях героев, появляются особые фантастические существа: Баба Яга, Кощей Бессмертный и др.)

Бьишна — повествовательное сказание о богатырях, народ­ных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы. В героических былинах рассказы­вается о богатырях и их служении Родине. Например, известная былина «Три поездки Ильи Муромца». В социально-бытовых былинах повествуется о жизни героев из народной среды: куп­цов, мещан, крестьян. Например, знаменитая былина «Садко».

Песнь — музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни чело­века. В старину песня играла очень важную роль в жизни наро­да. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в празд­ники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала: баюкать ребенка, отгоняя от него бессонницу (которая когда-то воспринималась как жи­вое существо), обеспечивать богатый урожайный год, делать счастливой и осмысленной жизнь молодоженов, воспитывать их на добрых традициях. В песне отражались душевная красота, идеалы, чаяния крестьянина, нравственные устои крестьянской жизни. Она радовала в добрый час и утешала в несчастье. Ли­рическая песня основана на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и их детей, му­жей и жен; в солдатских — о службе, войнах, походах; обрядо­вые использовались при совершении обряда.

Кроме собственно больших жанров, в народе создавались также небольшие по объему произведения. К ним относятся:

Загадка — поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной чет­костью. Например, «Висит сито, не руками свито» (паутина).

Пословица — краткое образное ритмически организован­ное народное выражение, обладающее способностью к много­значному употреблению в речи по принципу аналогии. На­пример, «Семеро одного не ждут».

Поговорка — выражение, образно определяющее суть ка­кого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли. Например, «Легок на помине».

Скороговорка — шутливое выражение, намеренно постро­енное на сочетании трудно произносимых вместе слов. На­пример, «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку; рак за руку Грека цап».

Частушка — короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на собы­тие бытового или общественного характера. Например, «Пой­ду плясать, / Дома нечего кусать, / Сухари да корки, / А на но­гах опорки».

Вопросы по докладу:

1)      С чем связано возникновение устного народного твор­чества?

2)    Что означает слово «фольклор»?

3)    Кто является автором фольклорного произведения?

4)       Назовите культурные центры Древней Руси, где со­хранились для потомков произведения устного народного творчества.

5)    Перечислите основные жанры устного народного твор­чества.

6)   Приведите собственные примеры загадок, пословиц, по­говорок, скороговорок, частушек.

 

загрузка...
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...