A+ A A-

Доклад по литературе "Русские сказители"

 

 

Исполняли на севере былины лишь особые их любители и знатоки, так называемые «сказители», для которых, однако, сказывание старин отнюдь не является профессиональным за­нятием, а было своего рода поэтическим искусством. Русские былины народ поет, точнее — сказывает торжественным, мер­ным речитативом. Исполнение былин требует особого художе­ственного отбора и мастерства. Сказители принадлежали чаще всего к хозяйственно крепким крестьянам. Сказителей часто приглашали участвовать в разных северных промыслах, напри­мер, в рыбной ловле, причем пение былин приравнивалось к самой работе, и сказитель получал равную долю с другими членами артели, а иногда и большую. Мастерство сказителя счита­лось профессией, представителей которой все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной. На Русском Севере была традиция — брать ис­полнителя сказок, былин, песен в артель. Все работали, а скази­тель рассказывал и пел. И за свою работу он получал равную со всеми плату. Исполнителей народных произведений хорошо знали, почитали. Собирается народ на мельницу, очередь вы­страивается большая, все скучают. Большой удачей считалось встретить здесь мастера сказывать. Его пропускали без очереди, денег за помол не брали: его плата — интересный рассказ.

Для того чтобы запомнить былину, надо обладать «осо­бенным талантом». Сказитель обычно пользуется у населения общим уважением. Исполнение былин не простое буквальное воспроизведение содержания произведения, а «сказывание» былин — это и есть художественное творчество. Сам скази­тель должен был выбирать наиболее интересные моменты и выделять их при исполнении. Сказитель не заучивал новую былину наизусть. Он запоминал ее основное содержание, а ко­гда сам начинал петь ее, то сам придумывал обычные для бы­лин описания или постоянные сравнения, эпитеты.

Сам сказитель выбирал те былины, которые он хотел ис­полнять, иногда даже мог изменять поведение героев по соб­ственному усмотрению, о чем-то умалчивать, и наоборот, о чем-то «сказывать» более подробно. Например, у набожного сказителя и богатыри окажутся очень набожными, все время кладут кресты и поклоны, у книжного сказителя невольно и в текст былины проникнут книжные обороты речи или отдель­ные словечки; один из сказителей, долго живший в услуже­нии, любит останавливаться на том, как богатыри входят в прихожую, и даже переносит туда действие былины. В устах сказителя-портного понятно, почему голова Идолища Погано­го от удара Ильи Муромца отлетает, «будто пуговица». Один сказитель подробно опишет наказания героев, другой, более добродушный, обойдется с ними ласковее и т.д. Этим же объ­ясняется и то, почему у двух сказителей одна и та же былина звучит по-разному. Былины редко исполнялись молодыми людьми, скорее всего это профессия уже пожилых людей, много повидавших в жизни. Сказывание старин является де­лом людей «степенных», сказители часто бывают людьми очень старыми (обычно 60-70 лет), а то и прямо древними (80-100 лет). Исполнение былин требует огромной памяти. Лучшие сказители знали порой десятки тысяч стихов. Часто искусство оказывания былин переходит по наследству. Тако­во, например, семейство Рябининых — традиция их былинно­го оказывания восходит к XVIII веку. Но не всегда дети пере­нимают способности оказывания былин. Очень часто сказитель остается без продолжателей своего искусства в сво­ем потомстве. В Олонецком и Архангельском крае ученые — собиратели былин застали рассказы и предания о целом ряде выдающихся сказителей, память о которых жила более столе­тия и распространялась на целую округу. Выдающиеся скази­тели являются учителями целого поколения. Из сказителей, у которых в XIX и XX веках производили свои записи былин ученые-собиратели, наиболее известными в Олонецком крае являлись: упомянутый Т.Г Рябинин, В.П. Щеголенок с Онеж­ского озера и Ив. Пав. Сивцов-Поромский с Кенозера. В Ар­хангельском — Аграфена М. Крюкова с Белого моря, М.Д. Кривополенова с Пинеги, Ак. Вокуев и Петр Поздеев с Печоры. Из сибирских лучших сказителей надо назвать Ле­он. Гавр. Тупицына из-под Барнаула. Некоторые из сказителей вызывались учеными фольклористами в столицы — Петер­бург и Москву, — что давало возможность познакомиться с их искусством очень широкому кругу ученых, артистов, учащих­ся. Так, в 70-е гг. в Москву и Петербург приезжали Т.Г Рябинин и В.П. Щеголенок, гостивший, между прочим, в Ясной Поляне у Л.Н. Толстого, воспользовавшегося рядом за­писанных у него устных легенд и сказаний для своих художе­ственных произведений. В 90-х гг. XIX века приезжал И.Т. Рябинин, а в 1915 г. и 1922 г. — М.Д. Кривополенова; в 1927 г. в Москву и Ленинград— Петр Иванович Рябинин- Андреев и Настасья Степановна Богданова-Зиновьева. Эти приезды дали возможность исследователям сделать ряд инте­ресных наблюдений над ролью личности в оказывании былин.

Сказывались в старину не только былины, но и сказки. Сказители-сказочники любят начинать свой рассказ забавны­ми присказками. Очень часто используются присказки- небылицы, например: «В некотором царстве, в некотором го­сударстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и по­строил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей». В сказках обычно ис­пользуются традиционные обороты речи (постоянные сказоч­ные формулы). Вот отдельные примеры:

  • Присказка:

—     «На море, на океяне, на острове Буяне стоит дуб зеле­ный, под тем дубом стол золоченый, на столе бык печеный; садись кушай, мою сказку слушай...»

  • Зачин:

«В некотором царстве, в некотором государстве...»

  • Основная часть сказки:

—      Жили-были... — Вот однажды случилось... — В путь- дорожку дальнюю... — Долго ли, коротко ли он шел... — За добро добром платят... — Злодея одолеть... — Пир на весь мир...
К о н цо в к а:

—     «Стали они жить-поживать, добра наживать...» — «Тут и сказке конец...»

—     «Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец»

—     «Вот и сказка вся, дальше сказывать нельзя»

—     «Вот тебе сказка, а мне кринка масла»

Сказителям часто приходится при сказывании демонстри­ровать свои актерские способности: нужно «перевоплотиться» в хитрую лису, глупого медведя, жадную и злую мачеху, жес­токого Кощея, милую и добрую Аленушку. Рассказчик часто использует элементы диалога при исполнении народного про­изведения. Именно диалог и его артистическое исполнение помогают передать особенности характеров персонажей. Кро­ме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Широко используются в сказках гиперболы, сравнения, звукоподражания. Таким образом, ви­дим, что сказители на Руси пользовались большим почетом и уважением, они не просто передавали содержание былины или сказки, а профессионально исполняли ее, вовлекая в этот процесс всех слушателей.

Вопросы по докладу:

1)   Кто такие русские сказители?

2)    О чем рассказывали сказители?

3)     Почему в старину «сказывать» былины было почетным и считалось сложным делом?

4)    Как сказитель «сказывал» свои былины, сказки?

5)     Приведите примеры оборотов речи, которые использо­вались сказителями при оказывании сказок.

 

 

  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова (569)

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического...

      Подробнее...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века (764)

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике....

      Подробнее...

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси (527)

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет...

      Подробнее...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет» (566)

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На...

      Подробнее...

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл (511)

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику...

      Подробнее...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы (445)

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как...

      Подробнее...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова (758)

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского...

      Подробнее...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя (477)

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень...

      Подробнее...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина (570)

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано...

      Подробнее...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года (458)

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло...

      Подробнее...