A+ A A-

Изображение Москвы в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Действие в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ива­на Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калаш­никова» происходит в Москве. Москва является центральным местом действия.

Площадь перед Кремлем была центром всей московской жизни. Прямо перед Кремлем тянулись торговые ряды. Около

Покровского собора (больше известен под названием храма Ва­силия Блаженного) стояли пушки и возвышалось лобное место, с которого читались царские указы, говорили с народом воево­ды. Сюда стекались толпы народа, полного гнева, в дни мяте­жей. Здесь же происходила и кровавая расправа царя с народом. С утра до вечера на площади стояли крик, ржание коней. Среди палаток, ларьков, распряженных телег в толпе крестьян и по­садских людей сновали блинники, сбитенщики, пирожники, громко выкрикивая свой товар. А в торговых рядах, около ла­вок с шелками, сукнами, мехами, важно расхаживали бояре и боярины, которых зазывали к себе купцы. А то вдруг пройдет с веселой песней пестрая толпа скоморохов, раздастся пронзи­тельный крик юродивого или протяжная песня нищих слеп­цов — «калик перехожих». Но вот наступает вечер. В церквах отзвонят вечерню, и площадь начинает быстро пустеть. Скоро заскрипят на все лады окованные железом тяжелые ворота кремлевских башен, в конце улиц расставят решетки, охраняе­мые сторожами, так что из улицы в улицу нельзя будет и прой­ти. Наступит ночь, темная и тревожная, с грабежами и убийст­вами. И чтобы не застала их ночь, купцы спешат закрыть свои лавки тяжелыми засовами и уходят домой к себе в Замоскворе­чье, где живут в высоких бревенчатых домах «в два жилья», с тесовыми кровлями. В каждом доме — множество кладовых, каждый дом — маленькое самостоятельное хозяйство.

В поэме Лермонтова живо встает картина древней Моск­вы, а Москва дана на фоне любимой поэтом русской природы, на фоне зимы. Мы слышим, как распевает метелица, когда за­пирает свою лавку Степан Парамонович, торопясь домой, и мы представляем себе вместе с ним, как в зловеще сгустив­шемся мраке «валит белый снег, расстилается, заметает след человеческий», когда с возрастающей тревогой смотрит он в окно, ожидая Алену Дмитриевну. Наконец она появляется. Ее косы русые «снегом-инеем пересыпаны». В метель происхо­дит встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем, «снегами рассыпчатыми» умывается заря алая в день поединка, и на «холодный снег» падает пораненный смертельным ударом Кирибеевич, «на холодный снег будто сосенка»...

Какой предстает перед читателем Москва? Поищем ответ в первых строках «Песни»: Москва в этом фрагменте текста — престольный град, царское место, центр Руси, а сам царь сидит на троне, как на небесах, и словно ястреб смотрит на то, что творится у него под ногами. Власть его безгранична, он волен и казнить, и миловать по своему усмотрению. В этой части про­изведения Москва представляется нам в царском обличии.

Вторая часть произведения начинается с описания Москвы купеческой, и по отдельным приметам мы можем представить ее облик. Вот лавка купца Калашникова: все на своем месте, все на учете. Все в его жизни по закону: высокий дом, детки лю­безные.... К нему все прислушиваются, он глава семьи. В беде он советуется со своими братьями и получает от них поддержку в решении отстоять свои честь и достоинство в кулачном бою.

Третья часть песни, повествующая о поединке купца Ка­лашникова с Кирибеевичем, начинается с проникнутого ли­ризмом описания стольного града. Вертикаль и горизонталь художественного пространства обозначены такими предмет­ными деталями как купола церквей, стена кремлевская бело­каменная, тесовые кровельки, тучки, заря, небо и повторением предлога над, выражающего позицию низ-верх. Взгляд на Мо­скву дается сверху: она охвачена вся разом, видна вся — толь­ко с высоты птичьего полета:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

Вопросы по докладу:

1)      Где происходит действие в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

2)    Какой в древности была Москва?

3)    О какой Москве автор повествует в 1-й части поэмы?

4)    Какая Москва изображена во 2-й части произведения?

5)    Как описывается Москва в 3-й части поэмы М.Ю. Лер­монтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оп­ричника и удалого купца Калашникова»?

 

  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова (491)

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического...

      Подробнее...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века (614)

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике....

      Подробнее...

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси (417)

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет...

      Подробнее...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет» (459)

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На...

      Подробнее...

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл (442)

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику...

      Подробнее...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы (373)

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как...

      Подробнее...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова (650)

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского...

      Подробнее...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя (409)

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень...

      Подробнее...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина (467)

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано...

      Подробнее...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года (371)

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло...

      Подробнее...