A+ A A-

Вечные темы в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева

Лебединой песнью И.С. Тургенева стали «Стихотворения в прозе». В них словно откристаллизовались в лирические ми­ниатюры мысли и чувства, владевшие Тургеневым на протяже­нии всего творческого пути: раздумья о России, о любви, о ни­чтожности человеческого существования, но в тоже время и о подвиге, жертве, об осмысленности и плодотворности страда­ния. «Стихотворения в прозе» создавались в течение четырех лет (с 1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писа­тель, для самого себя и для небольшого кружка людей, сочувст­вующих такого рода вещам. Последнее стихотворение в прозе в черновом автографе было помечено ноябрем 1879 года. С этого времени наступает перерыв в полтора года: следующая группа стихотворений появилась только в июне 1881 года. Однако писатель не перестает о них думать — именно в это время он переписывает их набело. В парижском архиве Тургенева сохра­нилась большая тетрадь, посвященная исключительно «Стихо­творениям в прозе». Она содержит в себе 83 стихотворения: 68, переписанных из чернового автографа, за 1877-1879 годы и 15 новых, из которых семь написано в июне 1881 года, пять — в июне 1882 года, одно в октябре и два в ноябре 1882 года. Эта большая тетрадь особенно ценна для исследователей творчест­ва Тургенева, являясь единственным полным собранием « Сти­хотворений в прозе», составленным самим автором в том порядке, какой представлялся ему в то время наиболее совер­шенным. По этой тетради, строго следуя композиции, опреде­ленной Тургеневым, «Стихотворения в прозе» впервые напеча­тал Шарль Сапомон в переводе на французский язык. В печати на русском языке стихотворения появляются в 1882 году в две­надцатом номере «Вестника Европы»... Вообще эти произве­дения для печати не предназначались, слишком уж интимны были переживания в некоторых из них . Однако Стасюлевичу, близкому другу Тургенева и редактору журнала, во время одно­го из последних свиданий с Иваном Сергеевичем удалось уго­ворить писателя напечатать часть «Старческих раздумий»(так их называл сначала сам Тургенев)...

Но все-таки почему же именно стихотворения в прозе? А не просто — философские рассказы? Наверное потому, что слиш­ком уж гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы ... «это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченные печатью необыкновенного стилистического изящества». «Стихотворения в прозе» — это сборник ориги­нальных философских высказываний, жизненных выводов ... Это своеобразный итог, черта, точка которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений в конце своей жизни. Здесь от­разилось все то, что было «разлито» по всем произведениям пи­сателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время, все они неразрывно связаны между собой, связа­ны в один общий мотив . Казалось бы, такие совершенно раз­ные по своей тематике стихотворения, как «Старуха», «Ста­рик», «Собака», «Сон» и т.д., — а связаны между собой единым мотивом: размышления о неотвратимости смерти .

Назовем главные, преобладающие темы «Стихотворений в прозе»:

—         воспоминания о давней любви;

—         размышления о неотвратимости смерти;

—         раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечно­стью природы.

Возможно, здесь может показаться, что все «Стихотворе­ния в прозе» проникнуты пессимистическими настроениями, но это не так. Своим мрачным, темным, «пасмурным» стихо­творениям («Старик») Тургенев противопоставляет светлые, радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями («Лазурное царство»). Обычно они все о той же любви, красоте, ее силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор все же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь. («Воробей»).

Этот цикл — это противопоставление, противопоставле­ние жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, про­шлого и настоящего. Эти мотивы «вступают в борьбу» между собой. Тургенев часто сталкивает их, переплетает. Все проти­воречивое в конце концов автор стремится слить воедино («Двойник»).

Вообще все развитие мысли, «развертывание повествова­ния» очень напоминают развитие тем в музыкальных произве­дениях Шопена, Моцарта и др. «Стихотворения в прозе»— это своеобразные сонаты, но только не в музыке, а в литературе. Все произведения Тургенева объединяет рассматривание веч­ных проблем, которые в принципе волнуют общество и в дан­ное время. Л. Озеров: «В сборнике имеется множество так на­зываемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поко­лениями и объединяющие людей разных времен».

Например, изображение темы природы. И.С. Тургенев все­гда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Он был убежден, что человек только и силен, когда «опирает­ся» на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте че­ловека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могу­щество и власть ее, необходимость подчиняться ее жестоким законам, перед которыми все — одинаково равны. Мысль о том, что «природа, материя остается, индивидуумы исчезают», мучила Тургенева. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это про­тиворечие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остается для Тургенева неразрешимым. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев». Вот основная философ­ская мысль и наставление писателя, выраженное во многих «Стихотворениях...». Вот почему часто лирический герой Тур­генева вспоминает свою жизнь, анализирует ее, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?». Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, ее надо прожить так, чтобы в конце не оглядываться с ужасом, не выводить: «Догорай, бесполезная жизнь». Нередко, для того чтобы показать всю мимолетность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая свое прошлое, человек на­чинает ценить свою жизнь («Двойник»).

Интересно проанализировать следующее стихотворение «Собака»: «Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть нале­тит, махнет на него своим холодным широким крылом... И ко­нец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взгляда­ми... Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» (февраль, 1878). Как видно, в этом стихотворении рассматривается все тот же вопрос жизни и смерти, мимолетности человеческой жизни, незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Жизнь ав­тор сравнивает с трепетным огоньком, который потухнет при первом же «налете» бури. Это пугливое, отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «Одна жизнь жмется пугливо к другой». В этом стихотворении опять же прослежи­вается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз». Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть разли­чие, но одновременно и родственность героя и его собаки. Именно для этой цели он вводит плеоназмы: «нет никакой раз­ницы» и «мы тождественны» близки по смыслу и подчеркива­ют равноценность человека и животного перед лицом смерти. Для этой же цели в тексте можно заметить и употребление по­вторения одних и тех словосочетаний: одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь.

Смерть же представлена здесь в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом». С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, дает ей «жизнь»: «воет страшная, неистовая буря». Для усиления напряженности автор вводит восклицания: «И ко­нец!»— подчеркивается необратимость, безвыходность: «Нет!...» Кроме того, в тексте имеется еще одно так называемое средство экспрессивной лексики, свойственный Тургеневу рито­рический вопрос, который заставляет самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданные вопросы.

Добролюбов писал о тургеневской прозе: «...и грустно и весело это ощущение: там светлые воспоминания детства, не­возвратно мелькнувшего, там гордые и радостные надежды юности. Все прошло и не будет больше; но еще не пропал чело­век, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грезам ... И благо тому, кто умеет пробуждать такие воспоминания, вызвать такое настроение души». Действитель­но, мы можем отметить, что многие стихотворения в прозе, ко­торые, на первый взгляд, пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке «состояние душевной высоты и просветленности». Так называемый тургеневский лиризм при­дает произведениям писателя необычайную задушевность. Все это мы пишем к тому, что именно в таких стихотворениях, где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм проявляется в полной мере. Сталкивая прошлое и настоящее, писатель «игра­ет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии, эстетиче­ского наслаждения, мудрости понимания, примиренности про­тиворечий». Тургенев упивается поэзией времени...

Действительно, как мастерски создает Тургенев образ ли­кующей молодости — «царства лазури, света, молодости и счастья» — в стихотворении «Лазурное царство», и противо­поставляет это светлое царство «темным, тяжелым дням холо­ду и мраку старости»... И везде, везде эта философская идея, о которой уже немного упоминалось ранее: показать все проти­воречия и преодолеть, снять их.

Любовь занимала исключительное место в творчестве писа­теля. Любовь у Тургенева — это отнюдь не интимное чувство. Это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна проти­востоять всему, даже смерти. «Любовь для него — едва ли не единственное, в чем человеческая личность находит свое высшее утверждение». «Только ею, только любовью держится и движет­ся жизнь» («Воробей»). Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Для Тургенева существует толь­ко любовь — жертва, любовь — «надламывающая эгоизм». Он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Любовь — наслаждение отвергается им. (И это неудиви­тельно теперь для нас. Тургенева можно понять, вспомнив всю его тяжелую жизнь. Во всех своих произведениях И.С. Тургенев представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку сил человеческих.) На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо. Все вышенаписанное И.С. Тур­генев выразил в своем стихотворении «Воробей». Даже птицу, потерявшую гнездо, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти любовь, которая сильнее воли. Лишь она, любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой. В данном сти­хотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь — «судь­ба», злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, ка­залось бы, непобедимая сила.

Автор в своих «Стихотворениях в прозе» стремится «пре­одолеть» безысходную скорбь, противопоставить грусти жиз­нерадостную борьбу, настроение, которое выражается фразой: «Мы еще повоюем!»

Единого мнения, единой концепции рассмотрения турге­невских стихотворений не существует. Сколько исследовате­лей, столько и мнений. «Стихотворения в прозе» — это итог трудной, но красивой жизни великого писателя, который су­мел соединить в них и радость, и горечь, и мгновенное, и веч­ное, и личное, и общечеловеческое...

 

загрузка...
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...