A+ A A-

«Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с индивиду­альной судьбой. Центральным в стихотворении является образ дороги, восходящий своей традицией к Н.В. Гоголю. Стихо­творение построено в форме разговора барина с ямщиком. На­чинается стихотворение традиционно:

Скучно! Скучно!..

Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку...

Но речь ямщика лишена привычных песенно-народных интонаций: наоборот, говор ямщика коряв и груб, переполнен диалектизмами. Сочувствие к ямщику сталкивается с его глу­боким невежеством: он не понимает силу просвещения и от­носится к нему, как к болезни:

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку...

Иногда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет...

Ф.М. Достоевский писал о Некрасове: «У него была своя, своеобразная сила в душе, не оставляющая его никогда, — это истинная, страстная, а главное, непосредственная любовь к народу».

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые со­вершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и совре­менников. Например, в стихотворении «Тройка» (1846) глав­ный мотив творчества Некрасова — беды и страдания наро­да — перерастает в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изображается судьба женщины- крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения — предвидение будущего женщины-крестьянки, которое дается поэтом в двух вариантах:

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна, и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Радостная перспектива счастливой жизни для крестьянки, отвергается поэтом, утверждается второй, более трагический вариант судьбы девушки, который полностью соответствует жизненным реалиям. Стихотворение представляет собой ли­рический монолог, интонация и лексический строй которого меняются в процессе повествования. Эта сложность объясня­ется не только богатством внутреннего мира повествователя, но и желанием рассказчика передать образ мышления тех, о ком говорится в стихотворении. Например, в первых двух строфах воспроизводится манера речи повествователя, дано его прямое обращение к героине:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу —

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

Но, начиная с третьей строфы, передается особенность ре­чи крестьянской девушки, ее окружения:

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь...

Происходит речевое перевоплощение повествователя в лирическую героиню. Как отмечает исследователь лирики Н.А. Некрасова Б.О. Корман: «В речи повествователя были уже элементы, которые сделали естественным переключение его лирического монолога в план речевого сознания героини».

В стихотворении «Родина» (1846) поэт обращается к поре детства, анализирует влияние крепостничества на формирова­ние детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные черты — они рождали ненависть, оз­лобленность, сопротивление, стремление вырваться из замк­нутого круга. Название иронично, так как родные места ассо­циируются в первую очередь с разнузданно-эгоистической жизнью господ, прозябанием задавленных страхом и нуждою рабов. Такая родина вызывает горькие воспоминания:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет...

Важное место занимает в стихотворении тема народного страдания: народ страдает от стихийных бедствий, болезней, несчастных случаев, от произвола помещиков, чиновников, властей.

В стихотворении «Несжатая полоса» (1855) поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тру­женика, который, имея клочок собственной земли, не в со­стоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели» даны че­рез восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьян­ской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой по­лосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу...». На смертном одре крестьянин думал не о себе, а о родной земле, которая оста­нется без него сиротою:

Знал, для чего и пахал он, и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет...

Но образ «несжатой полосы» имеет и иной, метафориче­ский смысл: Некрасов писал данное стихотворение будучи тяжело больным человеком, отправляясь на лечение за границу. «Несжатая полоса» — это и крестьянская нива, и «нива» поэтического труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, подобно любви крестьянина к своей земле.

Основная тема стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) — тема народной судьбы. Лирическое произве­дение построено на антитезе: владелец роскошных палат, знат­ный вельможа, считающий «жизнью завидною» «волокитство, обжорство, ифу», противопоставлен крепостному крестьянину. Лирический сюжет стихотворения предельно прост: «деревен­ские русские люди» издалека пришли в лаптях к знатному вель­може пожаловаться на свое разорение, но их прогнал швейцар, так как барин «не любит оборванной черни». Драматизм изобра­женной картины основан на контрасте между бесправным, ни­щим положением народа и паразитической, роскошной жизнью богачей. Почти буквально дан взгляд вельможи на народное сча­стье, полное пренебрежение к заступникам народа:

.. .Щелкоперов забавою

Ты народное счастье зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

В стихотворении «Железная дорога» (1864) изображаются «народные массы», которые голод согнал на строительство дороги, но здесь — каторжный труд и нечеловеческие условия существования, грабеж со стороны начальства:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас богатеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

В таких условиях человек, истощенный физически, пре­вращается в живого мертвеца:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах...

В произведении дан монолог генерала, в котором выража­ется презрительное отношение господ к народу, народному труду. В финале стихотворения поэт подвергает народную жизнь строгому анализу:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную,

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В письме к своему другу инженеру-путейцу А.Н. Ермако­ву Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Так Н.А. Некрасов писал о стихотворении 1847 года— «Эле­гия». Обращаясь к молодому поколению, поэт выбирает жанр элегии, в которой изображает бедственное положение народа и определяет высокое назначение поэзии. Некрасов в этот пе­риод занимается разработкой принципов элегического жанра, поэтому здесь прослеживается тесная связь лирического героя с жизненным материалом, то есть раздумья лирического героя на лоне сельской природы, при виде крестьянского труда, кре­стьянских радостей и невзгод. Главная тема стихотворения — приверженность пушкинской традиции, но в ином ключе:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая — «страдания народа».

Некрасов продолжает разговор об унизительном положении народа, освобожденного от рабства. Таким образом, тема судь­бы нищего народа, покорного бичам, переходит от Пушкина (стихотворение «Деревня») к Некрасову. Постепенно одиче­ский, поучительный тон переходит в вопросительный, имею­щий оттенок самоиронии, сомнения. Отсюда использование ри­торических вопросов в трех первых частях стихотворения:

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленьи...

«Довольно ликовать в наивном увлеченьи, —

Шепнула муза мне: — Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Кульминацией одической части является строка: «Я лиру посвятил народу своему...»; элегической — «Уж вечер наста­ет, волнуемый мечтами...». В первой части отчетливо про­слеживается традиция Г.Р. Державина и А.С. Пушкина. Во второй части вечерняя тишина и покой способствуют озаре­нию мысли лирического героя, гармонии его души; природа и человек приходят в состояние гармонии («Природа внемлет мне...»). Художник-творец может жить только в служении на­роду, а не себе. Финал стихотворения трагичен: поэзия и на­род разобщены:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта —

Увы! не внемлет он — и не дает ответа...

Лирический герой Некрасова и на лоне природы не нахо­дит успокоительного разрешения мучительных «тайных дум» о «народном враге», которому он «сулит проклятия», об осво­божденном от рабства, но по-прежнему бесправном народе. Некрасовская элегия продолжает традицию Пушкина в сторо­ну драматизации жанра, которая достигается не с помощью использования внешних художественных приемов, а через уг­лубление конфликтности поэтической мысли стихотворения, через драматизацию его темы.

Проанализировав несколько некрасовских стихотворений, можно сделать вывод о том, что «крестьянская тема» была ве­дущей в творчества поэта. Но решалась она в каждом поэтиче­ском произведении по-разному.

загрузка...
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...