A+ A A-

Сатира и юмор в художественной литературе 19 века

Сатира и юмор в литературоведении относятся к сфере смешного; это вид комического в искусстве. Если сатира — осмеяние социальных явлений, которые представляются авто­ру порочными, то юмор — это осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.

Обязательное следствие сатирического творчества — смех. Смех как реакция на сатиру может звучать открыто или приглушенно, но всегда остается — наряду с обличением — основой сатиры, ее способом обнаруживать несоответствия между видимостью и реальностью. Для юмора смех — само­цель, задача писателя-юмориста — развеселить читателя. Для сатиры смех — средство развенчания недостатков, орудие би­чевания человеческих пороков и проявлений социального зла. Юмор обычно предполагает двойственное отношение к сво­ему предмету — в осмеиваемом вполне может заключаться положительно-прекрасное (к примеру, патриархальная добро­та и душевная чистота старосветских помещиков из одно­именной повести Н.В. Гоголя и др.). Поэтому юмор снисходи­телен, умиротворен.

История мировой литературы свидетельствует о том, что смех, а с ним и сатира, юмор особенно бурно расцветают в та­кие периоды, когда отживающая общественная формация и ее герои становятся анахронизмом, безобразием, комедийно- вопиющим противоречием общенародным идеалам передовых сил общества. Сатирические жанры всегда были неотъемле­мой частью фольклора. Русская сатирическая литература вос­ходит к творчеству Антиоха Кантемира, Новикова, Фонвизи­на, Крылова, Грибоедова, Гоголя. Сатира и юмор — это острая критика в художественной форме недостатков, поро­ков, которые стали нормой.

В XIX веке, в эпоху расцвета искусства критического реа­лизма и господства жанра романа в литературе, сатира переста­ет сводиться только к отрицанию, она обрастает новыми худо­жественными смыслами, осложняющими идейный состав произведения. В произведениях Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова- Щедрина, Ф.М. Достоевского сатира не менее двойственна: смеясь, она в то же время скрывает «невидимые миру слезы». Посмеявшись, читатель как бы переходит от конкретных впе­чатлений к итоговому размышлению: частное предстает перед ним как часть общего, и тогда в сатире обнаруживается траги­ческое, ощущение надлома в законах самого бытия. Сатира как бы пародирует жизненный объект. Среди основных функций юмора можно указать стремление развлечь себя и собеседника (например, в юмористических рассказах А.П. Чехова), а также стремление к самоутверждению (например, юмористические рассказы М. Зощенко). Самоутверждение путем осмеивания окружающего становится оправданной необходимостью в некоторых особых условиях общественной жизни, например, в условиях советского тоталитаризма. «Юмор — это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи», — писал А. Вампилов в записных книжках. «Новая острота обладает та­ким же действием, как событие, к которому проявляют вели­чайший интерес; она передается от одного к другому, как толь­ко что полученное известие о победе». Итак, шутка — это и замечательный учитель словесности, и забавный собеседник, и великий утешитель-психотерапевт. С этими функциями связана еще одна важная функция языковой шутки, которую можно на­звать маскировочной. Шутка позволяет обойти цензуру культу­ры и выразить те смыслы, которые (по разным причинам) нахо­дятся под запретом. Более подробно остановимся на отдельных сатирических приемах, которые используются писателями в художественных произведениях.

(Таблицу можно заранее написать на доске и работать с ней.)

Название сатирическо­го приема

Краткая характеристика

Пример сатириче­ского приема из художественного текста

Гипербола

Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и пре­увеличивающее свойства реальных явлений.

«Даже слов ника­ких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и предан­ности».

(М.Е. Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генера­лов прокормил»)

Гротеск

Вид сатирической типиза­ции, при котором реаль­ные жизненные отноше­ния разрушаются; реальность отступает пе­ред фантастикой, проис­ходит контрастное совме­щение реального и фантастического.

«Только вдруг очу­тились на необи­таемом острове,

проснулись и видят: оба под одним одея­лом лежат, разуме­ется, сначала ниче­го не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». (М.Е. Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генера­лов прокормил»)

 

Окончание табл.

Название сатирическо­го приема

Краткая характеристика

Пример сатириче­ского приема из художественного текста

Фантастика

Средство сатирического освещения действительно­сти; форма отображения мира, при которой на ос­нове реальных представ­лений создается логически несовместимая с ними картина жизни.

Д. Свифт «Путе­шествие Гулливе­ра»

Эзопов язык

Вид подцензурного ино­сказания, намеренно мас­кирующий идею автора.

Сказки М.Е. Сал­тыкова-Щедрина.

Ирония

Тонкая, скрытая насмеш­ка.

«Откуда, умная {обращение к ослу}, бредешь ты голо­ва?»

(И.А. Крылов)

Сарказм

Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отри­цательную черту характе­ра персонажа.

«Пожалел волк ко­былу, оставил хвост да гриву» (концовка «Невско­го проспекта» Н.В. Гоголя)

Аллегория

Иносказание, с помощью которого отвлеченное по­нятие передается посред­ством конкретного образа.

Лиса в русских на­родных сказках — аллегория хитро­сти, ловкости; волк — аллегория злобы, жестоко­сти (басни И.А. Крылова, Ла- фонтена, Эзопа)

загрузка...
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...