A+ A A-

Русская природа в изображении поэтов 19 века

XIX век — золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэти­ческого слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Не­яркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Не только о природе эти стихи, но через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека. Мир души че­ловека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармо­нии. Например, элегия А.С. Пушкина «К морю» (1824) написа­на уже в Михайловском, куда поэт отправился после южной ссылки. Она подводит своеобразный итог целого творческого периода. Следуя традиции романтизма, поэт обращается к мо­рю, как к ничем и никем неограниченной стихии. Море являет­ся в стихотворении воплощением авторского идеала, символом свободы, той стихией, которую никто не может обуздать. Для Пушкина периода южной ссылки истинным воплощением ин­дивидуальной свободы являются Байрон и Наполеон — бро­сившие вызов предрассудкам, укоренившимся взглядам. Но оба героя оказались обречены, перед величием морской стихии претензии земных титанов угасли. Возникает вопрос: не тщет­ны ли вообще какие-либо надежды человека на физическую си­лу («тиран» — Наполеон) или всепоглощающую духовную мощь («просвещенье» — Байрон). Шум моря напоминает чело­веку о мирской суете, о тщетности суетных желаний и призы­вает человека к духовному совершенствованию:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

В стихотворении «Осень» (1833), написанном в Болдине, Пушкин объясняет, почему любит именно это время года, по­чему именно осенью испытывает приливы вдохновения. Осень очаровывает поэта своей смиренной, умиротворенной красотой, лишенной яркой страстности, порыва. Красота осенней природы одухотворяет человеческие чувства: Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонит­ся без ропота, без гнева...

Такая красота не направлена на чувственность, взывает к созерцанию, требует самоотдачи. Лирический герой захвачен осенним круговоротом, чувствует «природы увяданье», по­этому в его душе возникает иная, бескорыстная любовь к кра­соте, молодости.

Стихотворение «Вновь я посетил...» (1835) относится к фи­лософской лирике Пушкина. Осенью 1835 года поэт провел не­сколько недель в своем родовом поместье в Михайловском. О своих впечатлениях он написал в письме к жене: «В Михайлов­ском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...». Настроение письма, также как и всего стихотворения, элегическое. Но содержание стихотворе­ния шире конкретных жизненных предметов и явлений. В са­мом начале произведения поставлена проблема непрерывного обновления как естественного закона природы:

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети...

Поэт прославляет и приветствует «племя младое, незнако­мое». Здесь «племя» — это не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей, поэтому молодая поросль сравни­вается с детьми, а в заключении стихотворения появляется об­раз внука, который «вспомянет» о поэте:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст...

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ» (1830) отлича­ется особым нежным лиризмом: воспоминания о красоте и ве­личии кавказского пейзажа переплетаются с сокровенными переживаниями поэта — воспоминаниями о матери:

В младенческих летах я мать потерял,

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Комментарием к автобиографическим мотивам стихотво­рения могут служить две записи, сделанные поэтом летом 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать»... Вторая запись пе­рекликается со строками стихотворения о первой любви: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были ...на водах кавказских»:

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

В стихотворении выражена глубокая и неизменная любовь поэта к Кавказу. У М.Ю. Лермонтова тучи из одноименного стихотворения 1840 года ассоциируются со странничеством, с изгнанничеством:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную...

Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране. Риторические вопросы, используемые в тексте стихо­творения, помогают передать полный драматизма облик лири­ческого героя, вступить в острую полемику.

«На севере диком стоит одиноко...» М.Ю. Лермонтова (1841) является вольным переводом стихотворения Г. Гей­не — немецкого поэта — «Сосна стоит одиноко». Главная те­ма произведения Гейне — разлука двух влюбленных. Основ­ная тема стихотворения Лермонтова — трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозмож­ность его преодолеть. Трагизм ощущения сосны и пальмы пе­редан с помощью художественно-изобразительных средств: «Одета, как ризой она» — сравнение; «стоит одиноко ... со­сна» — гипербола; «на утесе горючем» — эпитет.

Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» (1836) одухотворена, очеловечена. Она внут­ренне близка и понятна человеку.

Природа и человек образуют единство, поэтому вдохнове­ние поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

По мысли Тютчева, дело поэзии — утверждать прекрасное не как вымысел, а как истину. Такое понимание природы вы­текает из православного миросозерцания, исповедующего гармоническую согласованность и всеединство.

Стихотворение «Зима недаром злится...» (1836) относится к пейзажной лирике Тютчева. Поэт изображает последнюю схватку зимы с весной. Основное художественно-вырази- тельное средство, использованное для характеристики обра­зов, олицетворение:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Схватка между силами природы изображена в виде дере­венской ссоры старой ведьмы — зимы и молодой, веселой де­вушки — весны.

Постижение мира человека путем сопоставления его с ми­ром природы нашло выражение в тютчевском стихотворении «Фонтан» (1836) философского характера. Произведение име­ет двухчастную композицию с четким разделением содержа­ния по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу:

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной — И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.

Фонтан — это луч наоборот, он направлен от земли к не­бу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это свое­образный вызов небу. Человеческий разум уподобляется фон­тану, так как главные вопросы человеческой жизни направлены на постижение смысла Бытия, Бога, человеческо­го предназначения.

В стихотворении «Чародейкою Зимою...» (1852) Тютчев изобразил зимнюю природу. Зимнее «чудо» совершается в со­стоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения на­поминает магическое действие: Чародейка чертит таинствен­ные круги, гипнотизируя, очаровывая:

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Поэт описывает природу не как сторонний наблюдатель, он пытается понять ее душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева — разумное, живое существо. По мнению философа В.С.Соловьева: «...механизм всей природы есть только сла­женная совокупность для проявления и развития всемирной жизни».

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первона­чальной...» (1857) изображена одухотворенная природа, кото­рая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувст­вует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народ­ном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она пол­на загадочности, таинственности, и в этом ее сила:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Поэта привлекает переходное состояние природы: самое начало осени, когда «далеко еще до первых зимних бурь». Уравновешенность и гармония в природе умиротворенно дей­ствуют на чувства поэта: лирический герой чувствует особую прелесть в осеннем увядании, исчезли бурные страсти, безум­ства, хаотичность юности.

Стихотворение «Вечер» (1855) относится к пейзажной ли­рике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состоя­ния: как художник-пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа — источник не­ожиданных открытий, философского оптимизма:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Стихотворение можно сравнить с картинами импрессио­нистов: то же желание показать субъективность мировосприя­тия и формы выражения. В лирическом произведении преоб­ладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которой ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние — эстетическая восторженность.

Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы...»(1883) принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке:

Кругом зима, жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый...

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Вглядываясь в природу, человек познает свои законы и возможности. Для лирического героя природа — мудрый со­ветчик и наставник:

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша,

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Именно в природе заключены вечные тайны жизни, поняв которые, человек становится мудрее, нравственно богаче.

Итак, поэты-пейзажисты характеризуют русскую природу каждый по-своему, выявляя в ней дорогие для самого автора черты.

 

загрузка...
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...