A+ A A-

: «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.

Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета. Лирический герой размышляет о счастье:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду.

Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Финальная строка стихотворения по глубине и объемности роднится по смыслу с библейской мудростью: «Царство Божие внутри вас»:

Я вижу, слышу, счастлив.

Все во мне.

Человек только тогда поистине счастлив, когда чувствует свою сопряженность, свое родство со всем живым на земле, со всей Вселенной, со всей природой.

А в стихотворении А.А. Блока «Ночь, улица, фонарь, ап­тека» (1912) лирический герой утратил высшие духовные цен­ности. Стихотворение посвящено «страшному миру». Лириче­ский герой — человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведе­ния раскрывает его проблематику: бессмысленность и туск­лость существования, невозможность найти выход из создав­шегося положения:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так.

Исхода нет.

Где же человек может обрести духовные ценности? По мнению того же А. Блока, в слиянии с Родиной. Родина для А. Блока понятие многогранное. В цикле «На поле Куликовом» (1919) поэт пишет об историческом прошлом Руси. Еще в 1908 году А. Блок писал К.С. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я соз­нательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реаль­ный... Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель». Цикл «На поле Куликовом» состоит из пяти стихотворений. В примечании к циклу Блок пи­сал: «Куликовская битва принадлежит... к символическим со­бытиям русской истории. Таким событиям суждено возвраще­ние. Разгадка их еще впереди». Лирический герой цикла ощущает себя современником двух эпох. Первое стихотворение цикла играет роль пролога и вводит тему России:

О Русь моя!

Жена моя!

До боли

Нам ясен долгий путь!..

На необозримых просторах Руси идет «вечный бой», «ле­тит, летит степная кобылица». В третьем стихотворении появ­ляется символический образ Богородицы как воплощение светлого, чистого идеала, который помогает выстоять в годи­ну тяжелых испытаний:

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите

Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Заключительное стихотворение цикла окончательно про­ясняет его общий замысел: поэт обращается к прошлому для того, чтобы найти соответствия настоящему. По мнению Бло­ка, время «возвращения» наступает, грядут решающие собы­тия, которые по своему накалу, размаху не уступают Куликов­ской битве. Цикл завершается строками, написанными классическим четырехстопным ямбом, в которых выражена устремленность лирического героя в будущее:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. —

Молись!

И В.В. Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» размышляет о пороках современного общества, недостатках людей. Как и многие произведения поэта, данное стихотворение имеет сюжет: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, исчезло сострадание, милосердное отношение к беззащитному существу. И только лирический герой почувствовал «какую-то общую звериную тоску»:

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте—

Чего вы думаете, что вы их плоше?...

Знаменитая фраза из поэтического произведения: «...все мы немножко лошади» — стала фразеологизмом. В жизни ка­ждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Стихотворение раскры­вает духовные ценности, учит доброте, милосердию, человеч­ности. Атмосферу трагического одиночества создают различ­ные поэтические приемы. Самый распространенный среди них: прием звукописи (описание предмета передано через его звуковое сопровождение). В данном стихотворении подобран­ное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал», — стук лошадиных копыт:

Били копыта.

Пели будто: Гриб. Грабь. Гроб. Груб.

Нетрадиционное сочетание слов используется поэтом для передачи изображаемого конфликта: «улица опрокинулась», «смеялся Кузнецкий», «улица скользила». Особая рифмовка поэтического стихотворения также способствует нагнетанию тягостной атмосферы одиночества живого существа — лоша­ди в толпе зевак:

Лошадь на круп

Грохнулась,

И сразу

За зевакой зевака,

Штаны пришедшие Кузнецким клешить

Сгрудились,

Смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала!

Упала лошадь! —

В.В. Маяковский использует в стихотворении различные художественно-выразительные средства, которые создают особую атмосферу, делают изображаемую поэтическую кар­тину более яркой, выразительной.

Например, метафора «льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны при­шедшие Кузнецким клешить» раскрывает место и время дей­ствия стихотворения: торговые ряды Кузнецкого моста, осо­бенно модным в то время было носить брюки — клеш.

Описываемое писателем происшествие оставляет тягост­ное впечатление у читателя, но финал стихотворения оптими­стичен, так как в образе лирического героя лошадь нашла со­переживающего человека:

Может быть старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалось пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Финал стихотворения символичен: лошадь вспоминает детство — самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь:

И все ей казалось —

Она жеребенок,

И стоило жить,

И работать стоило.

В поэзии С.А. Есенина лирический герой обретает «веч­ные ценности» тоже в слиянии с природой. Тема природы связана в есенинской поэзии с олицетворением живых су­ществ. Например, в стихотворении «Песнь о собаке» (1915) у матери-собаки отняли «рыжих семерых щенят». Чистый на­турализм («ощенила сука», «причесывая языком», «слизывая пот с боков») соединяется у Есенина с глубоким лиризмом («струился снежок подталый», «долго, долго дрожала воды незамершей гладь», «в синюю высь звонко глядела», «месяц скользил тонкий», «золотыми звездами в снег»). Стихотво­рение сюжетно: человек («хмурый хозяин»), не считаясь с чувствами собаки, утопил ее щенят. Поэтом передано истин­ное горе животного:

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

Последнее четверостишие является оксюмороном, с по­мощью которого описана невозможность существования в од­ном мире жестокого человека и собаки-матери, сознательно лишенной собственных детей:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Так, поэты начала XX века, как и многие русские люди, заняты поисками «вечных ценностей», которые можно обрес­ти в слиянии с Родиной, природой, самостоятельно вырабаты­вая в себе лучшие душевные качества: милосердие, сострада­ние, доброту.

 

  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова (491)

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического...

      Подробнее...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века (614)

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике....

      Подробнее...

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси (417)

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет...

      Подробнее...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет» (459)

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На...

      Подробнее...

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл (441)

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику...

      Подробнее...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы (373)

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как...

      Подробнее...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова (650)

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского...

      Подробнее...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя (409)

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень...

      Подробнее...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина (467)

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано...

      Подробнее...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года (370)

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло...

      Подробнее...