A+ A A-

Доклад по литературе "Основные лирические жанры"

Лирика, в свою очередь, подразделяется также на произведе­ния разных видов, жанров. Жанр — это определенный склад произведения искусства, его постоянная основа, сочетание опре­деленных признаков, объединяющих произведения данного вида. Жанр не является чем-то внешним по отношению к смыслу про­изведения. Это не свод правил художественного оформления идеи произведения, а наоборот, глубокое выражение отношения писателя к предмету изображения. Для читателя, анализирующе­го художественное произведение, подзаголовок книги, следую­щий за названием и определяющий жанр произведения, имеет огромное значение. Жанр задает определенную тональность все­му произведению, вызывает у читателя те или иные ожидания. Говоря об основных особенностях жанров лирических произве­дений, можно сопоставить их с древними покровительницами искусства — музами. В греческой мифологии девять сестер, до­черей Зевса и богини памяти Мнемозины, были спутницами Аполлона, покровителя солнца и искусств. Остановимся на тех музах, которые связаны с лирикой как родом литературы. Поли­гимния — строгая и благородная муза торжественных песнопе­ний, гимнов. В ее жестах энергия порыва и сдержанность. Гимн — литературный жанр, берущий свое начало в глубокой древности и существующий до сих пор. Гимн прославляет какое- либо событие, человека, образ; он рожден восхищением, торже­ственен, мощен, величав. В этом главная особенность жанра. Гимн может быть написан и нерифмованным, свободным сти­хом, но сильная, торжественная мелодия в нем есть всегда. Жанр, собирая определенные признаки произведений искусства, стано­вится хранителем памяти в искусстве. От гимна ожидаем торже­ственности, звучности, мощи, от любовной песни — душевной искренности, взволнованности. Эрато — муза любовной поэзии. Ей присуще одновременно нежность и страдание. Стихотворе­ния, проникнутые фустью, называют элегиями. В них чаще все­го звучат мотивы любви, разлуки с родиной, размышления о при­роде, неудовлетворенность обществом. Евтерпа — верховная муза всей лирической поэзии, которой были отданы все другие поэтические жанры. Обычно муза изображалась с двойной флей­той в руке, нежная и изящная, легкая и дерзкая. При чтении ли­рической поэзии важно ощутить родство читателя и поэта, чтобы услышать музыку и смысл стиха. Читатель и поэт должны слить­ся в едином чувстве, как две флейты в руках у Евтерпы. Тогда стихотворение звучит, открывается его глубинный смысл. Обра­щенность лирической поэзии к читателю особенно заметна в та­ком жанре, как послание.

Выбор жанра свидетельствует об отношении поэта к изо­бражаемому, поэтому при анализе лирического произведения необходимо указать, к какому жанру принадлежит художест­венный текст, а в отдельных случаях выделить характерные жанровые черты, помогающие в постижении идейно-темати­ческого своеобразия стихотворения. В некоторых случаях знание жанровой природы лирического произведения помога­ет в анализе, указывая, на какие стороны следует обратить бо­лее пристальное внимание.

Однако не все лирические произведения имеют четкую жанровую структуру. Например, неопределимы в жанровом отношении такие лирические произведения А.С. Пушкина, как «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», М.Ю. Лермонтова «Парус», «Пророк» и др.

Основные лирические жанры:

Элегия — жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотвор­ную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии: смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья (например, элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило...», «Безумных лет угасшее весе­лье...», А.А. Ахматовой «Мартовская элегия» и др.).

Стансы — в русской поэзии XVIII — начала XIX века произведения элегической лирики (чаще медитативные, реже любовные), написанные обычно четверостишиями, чаще всего четырехстопным ямбом (например, стансы А.С. Пушкина «В надежде славы и добра...»)

Эпиграмма — в переводе с греческого ер1§гатта означает «надпись»: 1) небольшое лирическое стихотворение в антич­ной литературе, написанное на произвольную тему элегиче­ским дистихом; 2) небольшое по объему сатирическое стихо­творение, построенное, как правило, на контрасте (например, эпиграмма А.С. Пушкина: «Змея ужалила Маркела». / — «Он умер?» — «Нет, змея, напротив, околела!» и др.).

Сонет — лирическое стихотворение, состоящее из четыр­надцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катренах повторяются только две рифмы, в терцетах — две или три. Расположение рифм допус­кает различные варианты (например, сонет Н.С. Гумилева «Как конквистадор в панцире железном...» и др.).

Эпитафия — надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему.

Песня — жанр письменной поэзии, выражающий опреде­ленное идейно-эмоциональное отношение; основа для после­дующих музыкальных обработок.

Гимн — торжественная песнь, принятая как символ госу­дарственного или социального единства (например, гимн Рос­сии С. В. Михалкова и др.).

Ода — жанр лирической поэзии; торжественное, патети­ческое, прославляющее произведение (например, оды М.В. Ломоносова, ода Г.Р. Державина «Фелица» и др.).

Послание — стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (например, послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...» и др.).

Романс — небольшое напевное лирическое стихотворе­ние, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть положено на музыку (например, романс С.А. Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и др.).

 

 

  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова (509)

        М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического...

      Подробнее...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века (651)

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике....

      Подробнее...

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси (435)

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет...

      Подробнее...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет» (485)

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На...

      Подробнее...

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл (460)

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику...

      Подробнее...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы (382)

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как...

      Подробнее...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова (673)

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского...

      Подробнее...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя (422)

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень...

      Подробнее...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина (492)

        В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано...

      Подробнее...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года (390)

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло...

      Подробнее...