A+ A A-

ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

После разгрома восстания декабристов в 1825 году в России наступили времена черной реакции. Новый император Николай I, напуганный выступлением на Сенатской площади, стремился подавить всякое проявление свободомыслия. Началась настоящая травля передовых людей России. 29 января 1837 года страну потрясла ужасная весть: скончался раненный на дуэли Пушкин. А через несколько дней звучали страстные и гневные строки стихотворения «Смерть поэта». Автор открыто говорил о том, кто были истинные убийцы Пушкина:

 

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сепию закона;

Пред вами суд и правда — все молчи!..

 

Смело выступив против тирании самодержавия, молодой Лермонтов продолжал дело погибшего Пушкина. Уже ранняя лирика поэта (до 1837 года) представляет его как борца за свободу. Ранние стихотворения — это своеобразный поэтический дневник, исповедь человека, думающего о судьбе своей страны, протестующего против произвола и рабства. Одно из стихотворений, «Жалобы турка», Лермонтов написал в форме письма «к другу, иностранцу», но ясно, что в этом произведении речь идет о России, о тех порядках, которые царят в стране:

 

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! этот край... моя отчизна!

 

В этом же году Лермонтовым было создано стихотворение «Монолог». В нем говорится о том, что умный, душевный и честный человек не может жить в светском обществе:

 

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует.

 

В стихотворении «Предсказатель» поэт говорит об ожидаемой им революции в России: «Настанет год, России черный год, когда цепей корона упадет».

Глубокая неудовлетворенность современной действительностью, протест против самодержавия роднят Лермонтова с декабристами. Стихотворение «Парус» стало для многих символом творчества поэта. В нем проявился мятежный дух автора, страстное отрицание им покоя и глубокая грусть от сознания своего одиночества.

Следуя лучшим традициям Пушкина и поэтов-декабристов, Лермонтов обращается к истории родной земли. В стихотворении «Бородино», которое принесло ему славу, молодой поэт изобразил Бородинскую битву, одно из главнейших событий Отечественной войны 1812 года. Были живы еще многие участники этого героического сражения. Среди них — родственники Лермонтова и крестьян из Тархан, поместья его бабушки. Их рассказы послужили основой произведения. Повествование ведется от лица старого солдата-артиллериста. Впервые не царь или полководцы, а простой русский народ был представлен автором как истинный герой, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны. Стихотворение «Бородино» стало гимном русским богатырям, всегда готовым постоять «головою за Родину свою». Позже Лев Толстой скажет, что без этого произведения не было бы «Войны и мира».

В 30-е годы Лермонтов был одним из немногих поэтов, которые не отказались от гражданской темы. Гневное обвинение высшему свету он бросает в произведениях «Смерть поэта» и «1 января», а также в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...». Здесь автор показывает жестокое, бездушное и пустое общество, которое обрекает человека на страдание и одиночество. Поэту ненавистны светские развлечения, вечный праздник толпы. Характеризуя великосветское общество, он употребляет гневные, унизительные эпитеты: «пестрая толпа», «приличьем стянутые маски». Лермонтов переносится в своих мечтах в дорогие его сердцу Тарханы, и эти воспоминания отраднее для него, чем блеск и веселье бала. Но грезы поэта грубо прерывает шум толпы. Автором овладевает гнев и боль: «О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!».

В стихотворении «И скучно и грустно...» поэт размышляет о смысле человеческого бытия. Чувствуя себя одиноким в мире, не веря ни в дружбу, ни в любовь, он считает жизнь «пустой и глупой штукой».

Тоска и одиночество слышны почти во всех произведениях Лермонтова. Иногда поэт выражает эти чувства в иносказательной форме, сравнивая себя с одиноким утесом или дубовым листком, оторванным от «ветки родной». Гнев и боль звучат в стихотворении «Прощай, немытая Россия…». Он пишет: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ». Белинский когда-то писал о себе, что жизнь вне Родины для него невозможна. Те же чувства, та же кровная любовь к Родине рождались и у Лермонтова. Он был истинным гражданином своей страны, сделавшим все возможное для того, чтобы истребить зло, в мечтах он всегда представлял Россию свободной от рабства.

В стихотворении «Дума» Лермонтов размышляет о настоящем и будущем страны. Он говорит о том, что потомки не простят им бездействия: «И прах наш, с гордостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом». Лермонтов понимает, что бездействовать нельзя. Поэтому он сам стремился к активной работе. За ним был установлен негласный надзор. Сам граф Бенкендорф внимательно следил за его деятельностью. «Не дождаться мне, видно, свободы, а тюремные дни, будто годы, и окно высоко над землей, и у двери стоит часовой», — эти строки писал Лермонтов словно бы о самом себе. Поэт без конца находился в изгнании, у него была Родина, он любил ее всей душой, однако его пытались лишить милой сердцу России. Высоко творчество Лермонтова оценил Гоголь. Он восклицал: «Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла». Добролюбов писал: «Лермонтов, обладая громадным талантом, сумев рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится в народе». Каждый стих Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит, как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Выступать в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная жизнь замерла, значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, борьбе за свободу своего народа, за процветание Родины.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (1209)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (1011)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (1024)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (952)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (1095)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (778)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (752)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (1000)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (671)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (685)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...