A+ A A-

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

М. Ю. Лермонтова творил в непростое время — в 30-е годы девятнадцатого века. В чем сложность этого периода в истории России и почему его называют «безвременье»? Выступление декабристов на Сенатской площади закончилось их полным поражением. Чтобы укрепить свою власть в стране, самодержавие не только жестоко расправлялось с участниками восстания, но и подавляло любое свободомыслие. Этого оказалось более чем достаточно, чтобы охладить пыл большей части передовой дворянской молодежи, ратовавшей за социально-экономическое переустройство в стране: многие ранее сочувствовавшие декабристам теперь предпочитали находиться в стороне. Недовольные режимом правительства, они, однако, не предпринимали никаких мер, чтобы изменить социальное положении России к лучшему. Страна погрузилась в равнодушие, апатию, бездействие. Выдающихся личностей, сильных духом людей, способных расшевелить общество, вывести его из этого тягостного состояния, Лермонтов не видит. По этой причине таким притягательным для него кажется прошлое страны, когда ценились сильные, отважные и мужественные люди, готовые постоять за себя и за отечество.

В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в прошлом незаурядных героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон — личность яркая, выдающаяся, властитель дум многих современников поэта. Личность Наполеона, который «выше похвал, и славы, и людей», встречается в ряде ранних стихотворений Лермонтова, что говорит о силе впечатления, произведенного на поэта французским героем.

В 1831 году Лермонтов обращается к образу безжалостного волжского атамана («Атаман»), также наделенного чертами романтического героя. Для автора не так важно — положителен ли герой, главное — он сильная личность, он выделяется, возвышается над толпой.

В этом же году автор пишет еще одно стихотворение на историческую тему — «Баллада». В нем он обращается ко времени татарского нашествия. И снова прославляет могущество духа человека:

 

И он упал — и умирает

Кровавой смертию бойца.

Жена ребенка поднимает

Над бледной головой отца:

«Смотри, как умирают люди...»

 

В более зрелом творчестве поэта образ сильной, выдающейся личности встречается снова, и не один раз, и, как прежде, в героическом прошлом. Правда, рассматривается он несколько в ином аспекте. Теперь автор обращается к простому народу, находит среди него характеры сильные, яркие, броские, непреклонные, волевые. Так появляется стихотворение «Бородино», в котором рассказ доверен старому солдату. Он говорит народным языком, с характерными просторечными оборотами, пословицами, поговорками. Смысл стихотворения трудно  не  угадать,   он  — в противопоставлении старого поколения молодому.   «Вся  основная  идея  стихотворения, — писал Белинский, — выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата,  состоящий из тринадцати куплетов»:

 

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

 

Это — жалоба на бездеятельное поколение, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел. Лермонтов видит, что было «могучее, лихое племя», он восторгается благородством простых людей, которые, ничего не прося взамен, готовы жертвовать

своими жизнями ради свободы отечества. Как бы он хотел видеть такое самопожертвование теперь, и не только среди простых людей, но и среди дворян! Но этого нет:

 

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда...

 

К истории своего народа обращается Лермонтов и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В этом произведении автор возвращается   в  эпоху  правления   Ивана Грозного — один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Лермонтов не случайно  выбирает не  самые  благополучные времена: именно в критические моменты наиболее полно и ярко проявляются характеры людей, в том числе и сильные. Каждый из троих героев — незаурядный пример духовной силы и выдержки. Среди современников автор не находит таких.

Таким образом, обращаться к истории, воспевать легендарных героев Лермонтова заставляют постоянные и мучительные размышления о судьбах своего времени.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (434)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (511)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (474)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (428)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (516)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (394)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (430)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (462)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (329)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (350)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...