A+ A A-

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ — СОЗДАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА

«Герой нашего времени» — социально-психологический и в то же время философский роман. В этом Лермонтов является первооткрывателем. Роман впитал в себя традиции, заложенные Грибоедовым («Горе от ума») и Пушкиным («Евгений Онегин»). Он появился не на пустом месте, а был подготовлен всем предыдущим творчеством Лермонтова и берет истоки из его поэзии. Недаром Жуковский писал: «"Герой нашего времени" связан множеством нитей с поэзией Лермонтова».

Лермонтов долго готовился к написанию романа. Об этом говорит и тот факт, что черты характера Печорина носят герои и более ранних произведений Лермонтова. Вспомним пьесу «Два брата», написанную в 1836 году. Герои пьесы — братья Юрий и Александр Радины. Первый напоминает героев юношеских пьес Лермонтова, а другой, Александр Радин, говорит о себе так: «Да? такова была моя участь со дня рождения... все читали на моем лице какие-то признаки дурных свойств, которых не было... но их предполагали — и они родились...» Этот монолог почти дословно передан Лермонтовым в дневнике Печорина. В пьесе показана и женщина, которую позже будет любить Печорин, — Вера.

Печорин занимает центральное место в романе. Лермонтов наделяет его недюжинным умом, огромной волей. Печорин хорошо знает философию, историю, литературу, в свое время он занимался наукой, владеет литературным языком, поэтической речью.

Повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» написаны в виде дневника. Изложение от первого лица — это тоже своеобразный психологический прием, где через исповедь героя раскрывается его характер.

На протяжении всего романа Печорин сталкивается с разными людьми, но всякий раз Лермонтов ставит своего героя выше их. Взаимоотношения Печорина и других героев романа очень напоминают психологический эксперимент, который служит той же цели — показать внутренний мир, раскрыть характер героев.

Печорин очень хорошо разбирается в людях. Он умеет найти в каждом из них ту сокровенную струнку, используя которую можно подчинить человека своей воле. Печорин знает, как обольстить, и для этого использует разные приемы. Он задаривает Бэлу подарками, хорошо зная, как они действуют на горянку, учит ее своему языку и сам учится у нее разговаривать по-татарски. Печорин завоевывает ее расположение, «входит» в ее внутренний мир. Результат трагичный — девушка погибает.

Своего рода психологические эксперименты Печорин проводит также с Мери и с Грушницким, которого он просто-напросто провоцирует на враждебные выпады.

Лермонтов раскрывает внутренний мир своих героев, наблюдая за их поведением, за взаимоотношениями между собой, посредством чего старается понять историю души человеческой, заглянуть в эту душу, найти там то особенное, что толкает героев на те или иные поступки.

Раскрытию психологического мира героев способствует их язык. Пышные, готовые фразы Грушницкого, который хочет показаться романтическим героем, противопоставляются в романе метким и точным замечаниям Печорина. Речь Вернера, Веры и Печорина насыщена парадоксами и афоризмами. То же самое можно сказать и о речи самого рассказчика. Все это указывает на сходство характеров этих героев. И Вера, и Вернер, и сам Печорин способны сделать психологические обобщения и философские умозаключения. Речь штабс-капитана бесхитростна, проста и близка к бытовой, что говорит о простоте его характера.

Образ Печорина занимает в романе особое место. Портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе. «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными...» Сразу же в Печорине угадывается сильный человек, как физически так и духовно. Одежда говорит о том, что человек этот из аристократической семьи, принадлежащий к определенному кругу людей. Походка его ленива и небрежна, но он не размахивает руками. Это свидетельствует о скрытности характера. Лермонтов подчеркивает «нервическую слабость» Печорина и что-то женственное в его облике. Бросается в глаза противоречивость в описании внешнего вида Печорина, но Печорин и по натуре своей личность довольно противоречивая и загадочная.

Много внимания уделено глазам героя. «Они не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». В то же время глаза «сияли каким-то фосфорическим блеском... то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный...» Лермонтов через внешность раскрывает психологию, характер, душу.

Пейзаж в романе поясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает его переживания. Краткое выразительное описание  природы  раскрывает душевное

смятение Печорина, возвращающегося домой после дуэли: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». Лермонтов использует эпитеты, метафоры, сравнения, которые позволяют сделать образ нагляднее, доходчивее.

Раскрывает особенности образа главного героя и композиция произведения. Главы расположены в романе не по хронологии, а по степени прояснения психологических особенностей Печорина. В «Бэле» мы знакомимся с главным героем из рассказа Максима Максимыча. В «Максиме Максимыче» Печорина описывает уже сам рассказчик, а остальные главы представляют собой дневник главного героя. Однако будет неверным утверждать, что в конце романа характер Печорина полностью проясняется. Заключительная глава романа — «Фаталист» еще раз показывает, насколько двойственна и непредсказуема натура главного героя.

Наиболее полно характер героя раскрывает он сам, делая дневниковые записи. Это богатая мыслями и страстями личность, которая жаждет деятельности, борьбы. Печорин много думает, анализирует, делает выводы. Он чувствует, что было у него какое-то «предназначенье великое», но он не смог или не сумел его реализовать. Настоящий трагизм его положения раскрывается в исповеди перед Мери: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились... я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть...»

Печорин — фигура социальная. Это человек не востребованный обществом и в то же время порожденный им и той эпохой, в которую ему пришлось жить. Лермонтов в романе раскрыл психологию, душу, характер не только героев, но и эпохи.

Традицию Лермонтова продолжили Гоголь, Тургенев, Достоевский, Лев Толстой. Толстой так говорит о прозе Лермонтова: «Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы...»

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (437)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (514)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (476)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (429)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (523)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (397)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (434)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (464)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (334)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (353)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...