A+ A A-

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ «РЕВИЗОР» И В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Н. В. ГОГОЛЯ

Николай Васильевич Гоголь всем сердцем любил Россию и не мог оставаться в стороне, наблюдая, как она погрязла в болоте продажного чиновничества. Он создает два весьма значительных произведения, отображающих неблаговидную реальность страны. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гоголь признавался, что в «Ревизоре» он решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости».

В 1836 году комедия была поставлена на петербургской сцене и имела громадный успех. Затронув все живые и существенные вопросы современности, она вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные слои боялись того влияния, которое комедия могла оказать на общественное мнение. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвинение николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивое произведение, проникнутое острым юмором, обличавшее бюрократическую систему всей России.

Маленький захолустный городок, где царит произвол, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф «На зеркало, неча пенять, коли рожа крива» выражает обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, что захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого.

Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, полагая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Кстати сказать, Пушкина в Нижнем Новгороде тоже приняли за ревизора.

Развитие сюжета строится на испуге и раболепствующей психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «ни копейки не хочет платить». Городничий дает «Б лапу» Хлестакову и радуется, что сумел сунуть взятку, и это значит, что Хлестаков «свой», то есть такой же взяточник, как и сам городничий, и все его окружение.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола воспроизводится через реплики чиновников. Именно из реплик мы узнаем следующее: больных морят голодом; у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах; деньги, собранные на церковь, пропили и проели сами чиновники, которые потом решили объявить, что церковь построили, но она сгорела.

Все представленные в пьесе чиновники — порождение вековой бюрократической системы: у них полностью отсутствует чувство гражданского долга, каждый из них занят своими ничтожными интересами, духовно и нравственно они чрезвычайно бедны. Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — основные черты суда в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он кляузничает мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае I были в большой чести. Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят.

Второй план сценического действия занимают купцы, мастеровые, полицейские, то есть вся уездная Россия. Простой же народ находится во власти чиновников и не смеет ни протестовать, ни даже возразить казнокрадам. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды существуют при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму «Мертвые души», которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина.   Центральный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое еще не стало реалией в России. Пытаясь ответить на вопрос, куда идет Россия, писатель погружает Чичикова в самые разные житейские ситуации, сталкивает героя с «мертвыми душами». И чиновников, описанных в поэме, также можно с полным основанием назвать «мертвыми душами».

Надо сказать, что в «Мертвых душах» чиновничество находится не на переднем плане повествования, но ему отводится весьма значительная роль. Чиновничество в «Мертвых душах» — не только «плоть от плоти» бездушного, уродливого общества; оно еще и основа, на которой держится это общество.

Пока губернское общество считает Чичикова миллионером и «херсонским помещиком», то и чиновники относятся к приезжему соответственно. Раз губернатор «дал добро», то и любой чиновник без промедления оформит необходимые Чичикову бумаги; разумеется, не безвозмездно: ведь изначальную привычку брать взятки из российского чиновника не вытравить ничем. И Гоголь короткими, но необычайно выразительными штрихами выписал портрет Ивана Антоновича Кувшинное Рыло, которого смело можно назвать символом российского чиновничества. Он появляется в седьмой главе поэмы и произносит всего несколько слов. Казалось бы, он — всего лишь частичка, деталь в общей картине, но попробуйте устранить ее, эту деталь, — и полнота картины разрушается. Иван Антонович — это, по сути, даже не человек, а бездушный «винтик» государственной машины. Вот уж, поистине, чья душа мертва! Да и другие чиновники ничуть не лучше! Чего стоит хотя бы прокурор, в котором и всего-то что густые брови...

В наибольшей степени бездуховность государственной машины показана Гоголем в «Повести о капитане Копейкине». Столкнувшись с бюрократическим механизмом, герой войны превращается даже не в пылинку, он превращается в ничто. И в данном случае судьбу капитана неправедно вершит не провинциальный полуграмотный Иван Антонович, а столичный вельможа высочайшего ранга, вхожий к самому царю! Но и тут, на высшем государственном уровне, простому честному человеку, даже герою, нечего надеяться на понимание и участие.

Не случайно, когда поэма прошла цензуру, именно «Повесть о капитане Копейкине» была безжалостно сокращена цензорами. Более того, Гоголь был вынужден переписать ее практически заново, значительно смягчив тональность и сгладив острые углы. В результате от «Повести о капитане Копейкине» мало что осталось из того, что изначально задумывалось автором.

Итак, Гоголь представил обществу мир социальных пороков. Но не только они волновали писателя. Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину берешь» — вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в целом», а не размеры преступных деяний ужасают читателей. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Ничуть не обнадеживает читателя или зрителя развязка в «Ревизоре» или «Мертвых душах», потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение .

Город Гоголя — это символический, «сборный город всей темной стороны», и чиновничество является неотъемлемой его частью. И есть у Гоголя светлое явление. Это смех. Смех, который излечивает, который оживляет душу. Хотя чиновника, как тогдашнего, так и нынешнего, одним лишь смехом не прошибешь. И персонажи Гоголя, успешно дожившие до сегодняшнего дня, дружно смеются на представлении «Ревизора» или при чтении «Мертвых душ». Не к ним ли обращается из Вечности автор, когда спрашивает устами городничего: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!.. Эх вы!..»

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (439)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (516)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (477)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (431)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (523)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (397)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (434)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (468)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (334)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (355)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...