A+ A A-

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА «ОБЛОМОВ»

Гончаров "Обломов" сочинение.

Композиция — это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Мы не только видим, как и в какой последовательности развивались те или другие действия, но и понимаем отношение к ним самого автора.

В 1849 году Гончаров опубликовал первый отрывок из романа — «Сон Обломова». Надо сказать, что сюжет «Обломова» задумывался как обобщенное жизнеописание изжившего себя помещичьего класса на примере одного из помещиков — Обломова. Но роман писался много лет, и автор переменил к нему свое отношение. Современники Гончарова вспоминают, что он негативно относился к первой части и советовал прочитать вторую и третью части, написанные гораздо позднее.

«Сон Обломова» показывает детство Ильи. Он раскрывает суть той среды, в которой воспитывался и рос маленький Обломов. Гончаров рисует картину райской размеренной жизни. Даже природа в имении какая-то особенная, созданная для блага человека: «Небо там... как родительская надежная кровля...», «солнце там светит ярко и жарко около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, а словно нехотя...», «все сулит там спокойную, долговременную жизнь до седых волос и незаметную, сну подобную смерть». Жители тоже не такие, как все, они вроде бы что-то и делают, да как-то нехотя. Главной заботой Обломовки была еда и сон. Трудиться здесь не привыкли и привыкать не хотели. Так жили их отцы и деды. За них кто-то работал, этот чужой труд воспринимался как само собой разумеющееся. Естественно, что в этой среде человек мог вырасти только таким, каким и вырос Обломов, — инертным и бездеятельным. Сном Обломова заканчивается первая часть романа.

По мере написания следующих частей меняется позиция автора по отношению к своему герою. Гончаров поселяет Обломова в городе среди высшего общества и показывает отношение героя к этому обществу. В дальнейшем сюжетная линия усложняется.

Вернемся к первой части. Обломов просыпается и находит у себя в гостях друга Штольца. Это человек, с которым Илья был знаком еще в детстве. В романе он противопоставлен Обломову. Штольц находится в постоянном движении, что обусловлено средой, в которой он воспитывался. На примере Штольца автор показывает передового человека, в котором сочетается гибкий ум с постоянной жаждой действия. Ему суждено сыграть в романе немаловажную роль.

Обратимся к последующим частям романа. Сюжетной линией здесь является развитие взаимоотношений между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Обломовым — так называемый прием испытания любовью. Именно Штольц познакомил Ольгу с Обломовым, рассказав ей о нем как об удивительном человеке с кристальной душой. Теперь события в романе развиваются своим ходом. Мы видим, как зарождается и развивается любовь Ольги и Обломова. Вначале девушка старается пробудить Обломова к жизни. Этого же хочет и Штольц. Но все ее попытки в конце концов терпят крах. В Илье Ильиче так сильно живет обломовщина, что отказаться от нее и изменить образ жизни он уже не в силах. К Ольге автор относится, несомненно, доброжелательно. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Автору нравится чувство долга, которым руководствуется Ольга в жизни, возвышенность ее души. Вместе с тем Гончаров показывает, что миссия Ольги была изначально обречена на неудачу.

Разрыв отношений между Ольгой и Обломовым — это кульминация романа. Ольга понимает, что оставаться дальше с Ильей Ильичом она не может. Любовь Ольги и Обломова — это яркая полоса как в романе, так и в жизни Обломова. В ней раскрылись все лучшие качества главного героя. Ну при каких других обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить! После разрыва с Ольгой Обломов меняет место жительства. С улицы Гороховой, где жили аристократы, он переезжает на Выборгскую, мещанскую. Тем самым автор показывает нравственное падение героя. Обломов поселяется в домике Пшеницыной и продолжает жить по-старому: лежит на диване и ничего не делает. Здесь автор награждает своего героя еще одной любовью, тихой и незаметной, которая никак не изменяет жизнь героя и вялое течение сюжета романа. Обломов, ощущая неотступную заботу Агафьи Матвеевны, влюбляется в эту женщину. Он любит ее за то, что она олицетворяет собой его прошлую жизнь — Обломовку. Пшеницына же с ее неуемной жаждой деятельности находит главное для себя — объект заботы. Прожив с Пшеницыной однообразную, бесцветную жизнь, Обломов умирает. Роман заканчивается так же, как и начался, — сном Обломова.

Итак, в первой части романа один герой — Обломов; во второй и третьей частях производится сопоставление Обломова сначала со Штольцем, затем с Ольгой. В первой части повествуется о жизни героя среди таких же, как он, помещиков и прочих представителей высшего общества на Гороховой.

В четвертой части представлена другая среда — мещане. Автор показывает, как герой постепенно опускается вниз.

Роман можно разделить и на смысловые части. Здесь первая часть будет представлять собой жизнь Обломова до встречи с Ольгой. Вторая часть — это любовь Обломова и Ольги, их разрыв. А третья часть начинается с момента переезда на Выборгскую улицу и заканчивается смертью Обломова.

Примечательно в романе то, что историю Обломова рассказывает Штольц своему знакомому писателю. Наверное, в роли писателя и выступает сам Гончаров. Этим приемом история как бы повторяется по кругу, Это тоже несет в себе двойной смысл: с одной стороны — история Обломова, с другой — Обломовы и обломовщина, как вечные понятия.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (481)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (554)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (520)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (456)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (569)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (420)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (464)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (491)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (351)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (382)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...