A+ A A-

«ЛЮДИ ХОЛОПСКОГО ЗВАНИЯ» В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Некрасов "Кому на руси жить хорошо" сочинение.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и «рабы». О последних хочется поговорить отдельно.

Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный — «холоп примерный». Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только

по положению, но и по своей психологии. Таков дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино:

 

У князя Переметьева

Я был любимый раб,

Жена — раба любимая...

Он молится: Оставь мне, Господи,

Болезнь мою почетную,

По ней я дворянин!

 

Близки к холопам Клим и Ипат — люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

 

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Работать не работает,

С цыганами вожжается,

Бродяга, коновал!

 

Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:

 

Ан служба должность подлая!

Гнусь человек! — Не бить его,

Так уж кого и бить?

 

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождение восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки «О двух великих грешниках». Рассказ дается в подтверждение мысли:

 

Велик дворянский грех!

Велик, а все не быть ему

Против греха крестьянского.

Грех предателя — самый тяжелый грех:

Все прощает Бог, а Иудин грех

Не прощается.

Ой мужик! мужик! Ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

 

Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Этим он дает понять, что крепостное право «калечит», делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц и разбойников, а хуже всего — предателей. Реформа 1861. года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

 

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана...

 

На примере семи правдоискателей,  отправившихся в путь в поисках счастья, и других героев поэмы Некрасов показывает, что большинство крестьян все же не стало холопами. В этих людях пробуждается протест против своего нищенского положения, и они не смирятся с такой участью. Недаром поэт написал с надеждой:

 

Рать подымается —

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

загрузка...