A+ A A-

ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО - сочинение

Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей. Таков город Петра, бросившего вызов самой природе. Такой Петербург и Достоевского. Его герои «униженные и оскорбленные», они живут в нищете и радуются тому, что смогли прожить еще один день, им не до площадей с фонтанами и дворцов, они никогда не бывали на Невском проспекте, всегда сторонились его. Там живет знать, богачи — чужие люди, а значит, эта часть города для них чужая. Герои Достоевского ютятся в отвратительных трущобах, посещают грязные распивочные и дома терпимости, ходят по узким улочкам и мрачным закоулкам, среди тесных дворов-колодцев и темных задворков. Там душно и нечем дышать от вони и грязи: «на улице стояла жара страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль...», на каждом шагу попадаются пьяные, оборванцы, продажные женщины, «всякого рода промышленники и лохмотники».

Обитатели этого города под стать самому городу, Это Мармеладов с отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха — процентщица с «острыми и злыми глазками», белобрысыми волосами, смазанными маслом, «тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу», Катерина Ивановна, «ужасно похудевшая женщина» «с раскрасневшимися до пятен щеками, с запекшимися губами...»

В Петербурге Достоевского то и дело происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молодую женщину, которую «где-нибудь напоили, обманули... да так и пустили на улицу».

Люди живут в этом городе, постепенно привыкая «к городской пыли, известке и к громадным, теснящим и давящим домам». Раскольников не зря говорит: «ко всему подлец-человек привыкает!» Глядя на остальных, он и сам опускается. Он мог спать не раздеваясь, ходил в обносках, можно сказать, в лохмотьях. Жилище у него такое же грязное и неухоженное. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

Люди в Петербурге живут в своих похожих на гробы каморках, потому что лучшее жилье — не для них. От того, что человек это видит и изменить ничего не может, становится еще хуже. Вспомним пьяницу Мармеладова. Этот человек осознает свою вину перед семьей, и особенно перед дочерью. Но он пропивает последние вещи, бесчеловечен по отношению к близкими, обрекая их на голодное существование, а любимую дочь на проституцию. Но ведь его трагедия не в пороке.

Даже пусть Мармеладов будет не пьяницей а трезвым усердным тружеником, одним из тех маленьких людей — башмачкиных, мышкиных, девушкиных, его положение не изменится. В этом мире такие понятие, как честный труд и обеспеченная жизнь, несовместимы. «Много ли может, по-вашему, бедная, но честная девушка честным трудом заработать?» — спрашивает Мармеладов. И на службе нет места человеку, там человек всего лишь «штифтик» бюрократической машины. Поэтому и идет человек в грязный, вонючий кабак или трактир. «Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Эти слова Мармеладова несут уже философский смысл. Прибежище нищих, голодных детей, трактирных завсегдатаев, оборванцев и уличных девиц — таков город Достоевского. Даже к чужому горю здесь относятся так же равнодушно, с усмешкой и злорадством. Беде в доме Мармеладовых не сочувствуют, наоборот, сюда протискиваются «наглые, смеющиеся головы», слышится «пронзительный визг» хозяйки дома, которая хочет запугать несчастную Катерину Ивановну угрозой выгнать из комнат.

Бросаются в глаза лестницы Петербурга. Они все такие похожие, и такие разные. Похожие своей грязью и чернотой; разные, потому что напоминают собой людей, которые по ним ходят. Вспомним, какая была лестница в доме у старухи-процентщицы: «лестница была темная и узкая», «черная», в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен. Сама старуха тоже «черная, зловредная», никому не нужная. В полицейской конторе, куда пришел Раскольников с повинной тоже была лестница: «узенькая, крутая и вся в помоях». Такая же грязная лестница была и в доме Сони. Лестница, по которой каждый день ходил Раскольников, тоже узкая, крутая, темная, с полукруглыми проемами, Стоптанные каменные ступеньки ведут под самую кровлю дома, в каморку героя, которая походила более на «шкаф», «сундук», «гроб», «конуру», чем на квартиру. Создается впечатление, что все эти длинные, бесконечные лестницы ведут в никуда, в тупик, из которого уже не выбраться. Каждый герой романа ищет для себя выход из этого тупика. Ищет этот выход и Соня Мармеладова. В ней борются два человека: один советует сидеть дома и терпеть до конца голод и нужду. Другой голос говорит, что лучше будет не жалеть себя, не беречь, а продать, опозорить себя, но тем самым спасти этих людей. Соня выбирает второе: унижение и тем самым приносит себя в жертву во имя родных.

В этом городе нельзя жить по-другому. Естественные человеческие отношения здесь искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе, они, добро и зло, неразделимы. Жизнь ставит героев в такие ситуации, где безнравственным становится само требование нравственности. Чтобы выжить, нужно или перешагнуть через мораль, или . научиться приспосабливаться. Жертвует собой и Дуня, которая соглашается стать женой Лужина.

Порождением этого страшного и несправедливого мира является Лужин. Этот человек научился приспосабливаться и теперь чувствует себя здесь как рыба в воде. А вот для Свидригайлова Петербург — это «город канцеляристов и всевозможных семинаристов», «Канцеляристов» — это значит, чиновничий, правительственный, державный, «всевозможных семинаристов» — значит, разночинный, демократический и буржуазный. «Право, — продолжает Свидригайлов, — я многого здесь раньше не примечал, лет восемь-то назад, когда тут валандался». Лет восемь назад Петербург был на подъеме, теперь Петербург стал ареной для Лужиных, «народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях». Появились капиталисты, менялы, ростовщики, которые «прячут деньги, а все остальное развратничает. Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом». Свидригайлов признает свое бессилие перед миром, поэтому выход один — самоубийство.

В самом Петербурге словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова. Он вбирает в себя эти грязь, вонь и испарения, и в душе его происходит перелом: он задумывает убийство. Раскольников возомнил себя сверхчеловеком и стал убийцей. Так же некогда стал убийцей и сам этот город. Ведь на Сенатской площади когда-то были казнены декабристы, глашатаи и мученики свободы. Этот город — «медный всадник», холодный и вечный памятник. Такой же холодный и мертвый, как Петербург Достоевского.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (459)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (534)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (499)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (443)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (542)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (407)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (445)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (478)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (343)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (366)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...