A+ A A-

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Сочинение на тему "Преступление и наказание".

Это роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени.

Уже в самом начале этого произведения мы узнаем, что его главный герой — бедный студент Раскольников «покусился» на какое-то дело, которое есть «новый шаг, новое собственное слово», что месяц назад у него зародилась «мечта», к осуществлению которой он теперь близок. «Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок». И вдруг услышанный в трактире разговор студента с офицером о «глупой, бессмысленной, ничтожной» старушонке-процентщице; убей старуху, возьми ее деньги, «обреченные в монастырь», — возьми не себе — для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость. Именно эта мысль и «наклевывалась» в сознании Раскольникова. Подтверждением этому служит его статья «О преступлении».

Раскольников приходит к мысли о том, что во имя идеи, во имя справедливости пролитие крови может быть оправданным, даже необходимым. Посещение старухи-процентщицы только еще больше убеждает его в этом.

Холодно и беспристрастно пересказывает Раскольников свою статью Порфирию Петровичу. Но тот понимает: «В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным». Мысль Раскольникова рождается как ответ на действительность. Она развивается под влиянием обстановки, окружавшей главного героя романа и подобных ему людей.

В романе уделено достаточно много внимания описанию этой обстановки. Родион Раскольников живет в «крошечной комнатушке», имевшей «самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями». Эта комната, длиной в шесть шагов, к тому же «до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Раскольников живет в каморке, «которая походила более на шкаф, чем на квартиру». Поэтому неудивительно, что лежа там часами, он вынашивал в себе мысль об убийстве. «А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!» — говорит он Соне. Не случайно и Мармеладов в отчаянии говорит, что кроме распивочной ему некуда пойти. Ведь он живет в полной нищете. Комната десяти шагов длиной, в которой раскидано детское белье, где стоят два стула, ободранный диван, неукрашенный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней, — вот жилище семьи Мармеладовых.

Мрачен и сам Петербург. «...Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и... особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу» — так описывает Достоевский царившую в городе атмосферу.

Раскольников не может смириться с такой жизнью. Подлец тот, кто ко всему привыкает, все принимает, со всем смиряется. А не подлец — бунтарь, разрушающий, сметающий все на своем пути. Это тоже элемент теории Раскольникова. Для необыкновенного, «непослушного» человека не существует преград. Поэтому он считает нужным во что бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь, или... смерть. Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить!»

И все-таки не собственная бедность, не нужда и страдания сестры и матери больше всего терзают Раскольникова. Его протест действительно можно назвать социальным, потому что в его основе — сопереживание горю сестры и матери, несчастью обесчещенной девочки, страданиям Сонечки и всей ее семьи. Это протест против нелепости их жизни, нищеты, порока, а также против слабости и несовершенства человека. Именно поэтому принять этот мир равносильно для Раскольникова отказу от жизни. И единственный выход главный герой романа видит в том, чтобы стать выше этого мира, его морали, обычаев, преступить общепризнанные нравственные нормы. Идея Раскольникова состоит в том, чтобы «сломать что надо, раз навсегда». Поэтому он и спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория. Но на практике она терпит крах, принося мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа. Тем самым Достоевский говорит, что не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния. Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление — что может быть страшнее страданий и мучений Родиона Раскольникова, осознавшего свою вину?

Проблемы, поставленные Ф.М.Достоевским в «Преступлении и наказании», остры и актуальны в любое время. Социальный протест в романе — это протест и Раскольникова, и самого писателя, обвинившего общество, в котором стало возможно появление теории сверхчеловека. И именно то, что Достоевский разоблачает эту теорию, говорит нам, что суть протеста писателя иная (не совпадает с мнением Раскольникова). Основной идеей романа, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на «нужных» и «ненужных», общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов — убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (437)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (514)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (475)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (429)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (520)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (396)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (432)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (464)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (332)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (353)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...