A+ A A-

ДВОЙНИКИ И АНТИПОДЫ РАСКОЛЬНИКОВА

Сочинение по роману Достоевского "Преступление и наказание".

Раскольников живет в мире, где полно униженных и оскорбленных, в мире, из которого нет выхода. Даже комнатенка его под самой кровлей пятиэтажного дома, которую он снимает у квартирной хозяйки, скорее похожа на гроб, чем на человеческое жилье. Живя в этой тесной каморке, видя вокруг чудовищную несправедливость, Раскольников создает теорию, которая страшна и нелепа в своей сущности. Он делит людей на два разряда: обыкновенных, которые сплошь ничтожества и «твари дрожащие», и высших, «властелинов судеб», которые приравниваются к Наполеонам. К таким «сверхчеловекам» он относит и себя, тем самым оправдывая свое преступление. Но теория Раскольникова терпит крах, потому что, хотя он и «преступил черту», и вроде бы доказал, что он Наполеон, на самом деле уподобился той же «твари дрожащей». Раскольников мало чем отличается от Лужина, лживого и лицемерного. Он в душе и сам понимает, что тот его двойник, но не хочет и не может в этом признаться.

Лужин — самый ненавистный Достоевскому персонаж в романе. Именно такие, как Лужин, и делают этот мир жестоким и несправедливым. Лужин вышел из провинции, там накопил свои первые деньги. Он полуобразован, даже не совсем грамотен, но умеет приспособиться. Он переехал в Петербург, чтобы заняться адвокатурой, так как эта профессия обещает хорошие барыши и почетное положение в обществе. Лужин человек деловой, обеспеченный, способен содержать семью, поэтому он решает жениться. Дуню он выбрал не потому, что любит, а из той же выгоды для себя. Он понимает, что красивая, образованная, умеющая себя держать жена, может помочь в карьере. И еще: «он положил взять девушку честную, но без приданного и непременно такую, которая испытала страдания, потому что муж ничем не должен быть обязан своей жене, лучше если жена считает мужа за своего благодетеля».

Словом, у Лужина тоже есть теория, которой он оправдывает свои самые что ни на есть корыстные мотивы женитьбы на Дуне. Вот как о нем рассуждает Раскольников: «Свою собственную казуистику выдумаем, у езуитов научимся и на время, пожалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так и надо, действительно надо для доброй цели». Но в этом с ним схож и сам Раскольников. Ведь он тоже свою «казуистику» выдумал и поверил в спасительность своей теории. Идее Раскольникова во многом созвучна и лужинская «теория разумного эгоизма». «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и не одного не достигнешь», — проповедует Лужин. «Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел», — вот, согласно Лужину, правильная линия поведения. Раскольников продолжает эту мысль: «А доведете до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» Но ведь сам Раскольников тоже создал теорию, где оправдывает убийство.

Много общего у Раскольникова и со Свидригайловым. Свидригайлов пришел к Раскольникову, предполагая встретить в нем врага. Рассольников дважды угрожает убить Свидригайлова, а между тем, скрепя сердце, признает, что они одного поля ягоды. Свидригайлов говорит: «Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее». Да и Раскольников чувствует, что в Свидригайлов имеет какую-то власть над ним. Свидригайлов циничен, никому, ничему и ни во что не верит, ненавидит весь мир, но осознает свое бессилие перед ним. Поэтому его трагическая гибель закономерна.

.Противостоит Раскольникову его друг Разумихин. Это широкой души человек. Он мог удариться в разрушительный запой, мог превратиться и в своеобразного Обломова. Он суетится, пьет, заводит дружбу с полицейскими чиновниками, устраивает студенческие вечеринки, спорит до хрипоты. Он может найти общий язык и с кухаркой, и с Порфирием, и с Лужиным. Разумихин наивен, но в то же время умен. Он не поверил в виновность Миколки, объяснил загадку оброненных сережек, он ухватил главное в теории Раскольникова. Разумихин — добрый человек. Он умело ухаживает за больным Раскольниковым: приводит к нему доктора, покупает ему приличную одежду, заботится о его матери и сестре. Разумихин верный друг. Он сам говорит: «кликни меня, и я приду». Ведь Разумихин заботится о Раскольникове даже тогда, когда знает, что он убийца. Он смотрит в душу человека и видит ее сущность. Лужин, по его мнению, уже безнадежный человек, но убийцу Раскольникова можно спасти. В Разумихине легко уживается самоотверженность во имя спасения близкого человека со стремлением к личному счастью. Но Разумихин знает свою цель и твердо к ней идет. Он прекрасно понимает, что для того, чтобы нормально жить самому и помогать другим, нужны средства. Однако он не идет на преступление, чтобы добыть эти средства, но ищет, как ныне принято говорить, легальный источник дохода. И находит. Зарабатывая на жизнь грошовыми переводами, он пригляделся к издательскому делу и решил, что сможет стать издателем — честным, культурным и полезным. Разумихин намерен в течение трех-четырех лет положить «начало будущего состояния» и переехать затем в Сибирь, где «почва богата во всех отношениях, а работников, людей и капиталов мало». В этом новом Разумихине угадывается «железная воля».

Идейным антиподом Раскольникова является Порфирий Петрович. Пристав следственных дел, человек умный, осторожный, смелый, он хорошо знает следственную практику, не держится рутины. После убийства Алены Ивановны он старается уличить Раскольникова в преступлении. Но улик у него нет, и единственным его орудием становится психология. Он заставляет Раскольникова каждую минуту думать о том, что ему, следователю, известна вся его подноготная. Он даже не подвергает Раскольникова предварительному заключению, потому что знает, что тот «психологически не убежит». «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!..» Порфирий советует Раскольникову пострадать. Но страдание каждый из них понимает по-своему. Для Порфирия Петровича — это каторга, которая должна привести к покорности. Но для Раскольникова каторга — это очищение. Ведь на каторге Раскольников жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о том, что сломался под взятым на себя грузом.

О Соне Мармеладовой Раскольников впервые услыхал от ее отца. Он видит в ней близкого человека, потому что она тоже, по его мнению, совершила преступление. Более страшное преступление, потому что убивает себя. Но Соня жертвует собой во имя других. Потом будет жертвовать и во имя его, приняв тем самым на себя его страдания. Соня старается развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова. Выход для Сони кроется в принятии основных христианских норм. Для Сони религия не условность, а то, что помогает выжить в этом мире. Ее христианская идея в итоге побеждает теорию Раскольникова. С этого начинается нравственное возрождение главного героя.

И Раскольников, и Лужин, и Свидригайлов — эгоисты. Все они живут для себя. Но Раскольников не одинок, рядом с ним Разумихин, Соня. Они-то и помогут ему возродиться.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (437)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (514)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (475)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (429)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (520)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (396)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (432)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (464)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (332)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (353)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...