A+ A A-

Анализ трагедии «Гораций» Пьера Корнеля

Для анализа творчества драматурга-классициста мы выбрали монументальную трагедию «Гораций». Она была завершена к концу 1639, и поставлена, как считают французские исследователи творчества Корнеля, в театре дю Маре в мае 1640 г. В январе 1641 трагедия была напечатана

Критики едины в своих взглядах: Корнель создал трагедию, в которой впервые с такой силой прозвучали политические идеи абсолютистского государства — единство нации, наступление на феодальную анархию, укрепление власти монарха, приоритет гражданского долга и обязанностей перед частными интересами и личными пристрастиями.

В трагедии «Гораций» раскрывается тема борьбы семейного долга с обязанностью перед государством, причем дело заканчивается победой последнего, триумфом гражданской идеи.

исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, в ней должны действовать сильные люди, конфликты которых приводят к фатальным последствиям. Душу зрителя затрагивают только несчастье, сильные страсти этих идеальных людей. Эти принципы Корнель изложил в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discoars snr le poeme dramatique».

Авторское сознание реализуется на уровнях автор — и система субъектов сознания (речи), автор и сюжетно-композиционная организация произведения, автор — лингвостилистические средства мастерства. Эти три составляющие мы рассмотрим в трагедии «Гораций».

Древнеримский сюжет раскрывается исключительно в диалогах персонажей — Горация, его отца, римского патриция, его соперника альбанца Куриация, женщин — Сабины, Камиллы и Юлии, римлянина Валерия и альбанца Флавиана.

Здесь нет ни реплик «в сторону», ни монологов без адресата. Авторские ремарки сведены к минимуму: это указания на передвижение действующих лиц и исключительно редко — указание на обстоятельства. («Камилла (ранена): Вор!»). Следовательно, основной формой выражения авторского сознания в «Горация» является диалогическая речь персонажей.

К внесубъектным формам выражения авторского сознания также принадлежит заголовок «Гораций» (имя центрального положительного героя, выразителя драматической идеи) и список действующих лиц с указанием их взаимосвязей, без каких-либо подробностей их характеров и внешности.

Образы-символы, подтексты в «Горация» не актуальны. Однако важную роль играют слова-семантические центры, лейтмотивы (честь, храбрость, Отечество, семья, кровная связь, самопожертвование во имя идеи, воинская доблесть и другие).

Идеи долга имеют в произведении социально-политическое звучание, и все диалоги являются или пропагандой этой идеи, или же ее осмыслением, или ее непосредственным отрицанием. Бытовых подробностей в произведении нет вообще. Идея властвует над всеми действиями и помыслами персонажей, драматическое действие стоит выше повседневной жизни.

В финале герои приходят к утверждению долга перед государством (абсолютистской идеи), как верноподданнической преданности монарху.

Корнель строго соблюдает в произведении правила построения драмы классицизма, придерживается основных положений аристотелевской «Поэтики». Сцены, где сменяются «счастье» и «несчастье», сцены узнавания, сцены пафоса, сцены бурного страдания — все это присутствует в «Горация». Неизменное место действия, непрерывное время действия, проходит будто перед глазами зрителей, — все, как и завещают основы поэтики классицизма, проходит в один день.

Драматическое произведение «Гораций» имеет традиционную структуру: экспозиция — завязка, нарастание действия — конфликт — кульминация, развязка. Есть пролога и эпилога, завязка не является задержанной. Число действующих лиц очень ограничено, и как было общепринятым в классицизме, персонажи — это исключительно представители высшего общества.

Авторских отступлений в трагедии нет. Образ автора в трагедии просто отсутствует. Корнель сознательно устраняет себя, как непосредственного автора, из произведения, чтобы не разрушать его эстетическое совершенство.

Специфическим явлением классицистической эстетики можно считать в произведении интерпретацию древнего текста. Она играет свою особую роль. Древний сюжет своим авторитетом бы санкционирует оригинальную авторскую мысль, даже в определенной степени отодвигая ее на второстепенный план, и будто сводя к роли скромного комментария или варианта идеи классического философа. Это показатель классицистической ориентации на «образец», которая послужила основанием для наименования классицизма как литературного направления (от латинского слова classicus — образцовый).

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (1102)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (938)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (935)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (895)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (1009)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (729)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (717)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (903)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (620)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (648)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...