Для анализа творчества драматурга-классициста мы выбрали монументальную трагедию «Гораций». Она была завершена к концу 1639, и поставлена, как считают французские исследователи творчества Корнеля, в театре дю Маре в мае 1640 г. В январе 1641 трагедия была напечатана
Критики едины в своих взглядах: Корнель создал трагедию, в которой впервые с такой силой прозвучали политические идеи абсолютистского государства — единство нации, наступление на феодальную анархию, укрепление власти монарха, приоритет гражданского долга и обязанностей перед частными интересами и личными пристрастиями.
В трагедии «Гораций» раскрывается тема борьбы семейного долга с обязанностью перед государством, причем дело заканчивается победой последнего, триумфом гражданской идеи.
исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, в ней должны действовать сильные люди, конфликты которых приводят к фатальным последствиям. Душу зрителя затрагивают только несчастье, сильные страсти этих идеальных людей. Эти принципы Корнель изложил в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discoars snr le poeme dramatique».
Авторское сознание реализуется на уровнях автор — и система субъектов сознания (речи), автор и сюжетно-композиционная организация произведения, автор — лингвостилистические средства мастерства. Эти три составляющие мы рассмотрим в трагедии «Гораций».
Древнеримский сюжет раскрывается исключительно в диалогах персонажей — Горация, его отца, римского патриция, его соперника альбанца Куриация, женщин — Сабины, Камиллы и Юлии, римлянина Валерия и альбанца Флавиана.
Здесь нет ни реплик «в сторону», ни монологов без адресата. Авторские ремарки сведены к минимуму: это указания на передвижение действующих лиц и исключительно редко — указание на обстоятельства. («Камилла (ранена): Вор!»). Следовательно, основной формой выражения авторского сознания в «Горация» является диалогическая речь персонажей.
К внесубъектным формам выражения авторского сознания также принадлежит заголовок «Гораций» (имя центрального положительного героя, выразителя драматической идеи) и список действующих лиц с указанием их взаимосвязей, без каких-либо подробностей их характеров и внешности.
Образы-символы, подтексты в «Горация» не актуальны. Однако важную роль играют слова-семантические центры, лейтмотивы (честь, храбрость, Отечество, семья, кровная связь, самопожертвование во имя идеи, воинская доблесть и другие).
Идеи долга имеют в произведении социально-политическое звучание, и все диалоги являются или пропагандой этой идеи, или же ее осмыслением, или ее непосредственным отрицанием. Бытовых подробностей в произведении нет вообще. Идея властвует над всеми действиями и помыслами персонажей, драматическое действие стоит выше повседневной жизни.
В финале герои приходят к утверждению долга перед государством (абсолютистской идеи), как верноподданнической преданности монарху.
Корнель строго соблюдает в произведении правила построения драмы классицизма, придерживается основных положений аристотелевской «Поэтики». Сцены, где сменяются «счастье» и «несчастье», сцены узнавания, сцены пафоса, сцены бурного страдания — все это присутствует в «Горация». Неизменное место действия, непрерывное время действия, проходит будто перед глазами зрителей, — все, как и завещают основы поэтики классицизма, проходит в один день.
Драматическое произведение «Гораций» имеет традиционную структуру: экспозиция — завязка, нарастание действия — конфликт — кульминация, развязка. Есть пролога и эпилога, завязка не является задержанной. Число действующих лиц очень ограничено, и как было общепринятым в классицизме, персонажи — это исключительно представители высшего общества.
Авторских отступлений в трагедии нет. Образ автора в трагедии просто отсутствует. Корнель сознательно устраняет себя, как непосредственного автора, из произведения, чтобы не разрушать его эстетическое совершенство.
Специфическим явлением классицистической эстетики можно считать в произведении интерпретацию древнего текста. Она играет свою особую роль. Древний сюжет своим авторитетом бы санкционирует оригинальную авторскую мысль, даже в определенной степени отодвигая ее на второстепенный план, и будто сводя к роли скромного комментария или варианта идеи классического философа. Это показатель классицистической ориентации на «образец», которая послужила основанием для наименования классицизма как литературного направления (от латинского слова classicus — образцовый).