A+ A A-

"Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.
Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки меняется до неузнаваемости.
Помимо пустословия, главной чертой Иудушки является лицемерие, которое проявляется в разительном противоречии между грязными устремлениями и благонамеренными рассуждениями. Все злодеяния Порфирия Головлева сопровождаются благочестивыми речами и молитвами.
Помимо подобных “богоугодных” речей, Иудушка изводит домочадцев бытовыми разговорами на темы семьи и хозяйства. Однако эти разговоры, в его устах превращаются в беспрестанные нравоучения, которыми он тиранит всю семью. Однако никто не доверяет этим льстивым, приторным речам. Лицемерие в соединении с невежеством не способно никого ввести в заблуждение.
Несколько сильных сцен в “Господах Головлевых” заставляют читателя физически ощутить на себе угнетенность от речей Иудушки. Наиболее беззащитными жертвы Иудушки чувствуют себя в моменты бесконечных “безобидных” подшучиваний. Сам же Иудушка боится только материнского проклятия и ухода Евпраксеюшки. Однако со временем и этот страх притупляется.
В конце концов, к Иудушке приходит запоздалое осознание своей пустоты и ненужности, однако по причине того, что ему не доступно покаяние и очищение, он кончает жизнь самоубийством.

Имя Иудушки Головлева стало нарицательным. Безусловно, этот образ в назидание потомкам является литературным преувеличением, скопищем таких людских пороков, как лицемерие, никчемность, пустозвонство. Иудушка олицетворяет личность, которая идет прямиком к саморазрушению и не осознает этого вплоть до самого последнего момента.