A+ A A-

«КОМИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ» А. С. ГРИБОЕДОВА

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития национально самобытной русской литературы.

Первые пьесы Грибоедова были вольным переводом с французского («Молодые супруги», «Притворная неверность»), но затем он создает свое собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова — это эстетика реализма. Он выступает против романтика Жуковского, но опирается на лучшие достижения русской литературы.

Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. В 1824 году он закончил работу над комедией «Горе от ума». Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила произведение в печать. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику произведению дал Пушкин, восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель комедии — «характеры и резкая картина нравов». До Грибоедова только комедия «Недоросль» Фонвизина имела такой успех. «Горе от ума» было использовано декабристами для пропаганды политических идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание комедии — столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». Появление «Горе от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека (служанке Лизе грозит и любовь стареющего барина — волокиты Фамусова, и барская расправа. Она говорит: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»). Сочувствие закрепощенным народным массам — основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Новаторство писателя в том, что он не только великолепно знал действительность, но и своеобразно применил новый реалистический метод изображения: все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены главной идее — борьбе нового со старым.

В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь XIX века. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит. Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!».

А в наши дни? К сожалению, Молчалины всегда процветали, а от Чацких старались избавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису. Слишком много было покорных, живущих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь»,

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждый персонаж комедии наделяет индивидуальными чертами и свойствами.

Комедия до сих пор актуальна, потому что Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы своего века, но и характеры, которые есть во все времена. И сейчас можно встретить грубого солдафона, грибоедовского Скалозуба, в любом учреждении — «всесильного дядюшку», Фамусова, покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.

Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин, назвав Грибоедова «комическим гением».

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (438)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (516)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (477)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (431)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (523)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (397)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (434)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (466)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (334)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (355)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...