A+ A A-

А. С. ПУШКИН О РОЛИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ

Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право

учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике Александра Сергеевича Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дает великий русский поэт на некоторые из этих нелегких вопросов.

Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь следует обратиться к его поэтическому шедевру «Пророк», написанному в 1826 году. Название и содержание стихотворения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя оскверненным. Согласно легенде, серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.

Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим «духовной жаждой», и тут ему является посланник Божий «шестикрылый серафим». Вдруг с поэтом происходят чудесные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:

 

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

 

Далее Пушкин пишет:

 

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял, я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанъе.

 

Теперь поэт посвящен в тайны мирозданья и одарен тонким чувством восприятия внешнего мира во всем его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, а в его груди горит «угль, пылающий огнем».

Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, — возлагают на него невероятно трудную задачу. Подобно тому, как в библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, в пушкинском «Пророке» «Бога глас» взывает к поэту:

 

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

 

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия — это часть духовной жизни человека. А роль поэта — пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нем.

Дальнейшее развитие темы роли поэта и поэзии мы находим в стихотворении Пушкина «Арион», написанном в 1827 году. Оно сложилось у поэта под впечатлением декабристского восстания, в котором лучшие люди страны, среди которых были и его друзья, потерпели поражение, борясь за отмену крепостничества в России. Если в «Пророке» Пушкин раскрывает тему роли поэта обобщенно-философски, то в «Арионе» он проверяет жизнеспособность этих идей в конкретной ситуации, воссоздавая в аллегорической форме трагические события 1825 года:

 

...В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я беспечной веры поли,

Пловцам я пел...

 

Пловцы погибли, но певец Арион сохраняет веру в их идеалы: «Я гимны прежние пою». Пушкин дает тем самым понять, что роль поэта не только в озвучивании каких-либо идей, но и в верности им. Несмотря на поражение декабристов, Пушкин не изменил их общей вере в лучшее будущее России. Не оглядываясь на опасность подвергнуться преследованию, поэт продолжает развивать в своем творчестве вольнолюбивую тематику.

Если в «Арионе» Пушкин как бы примеряет свою пророческую роль к конкретным жизненным обстоятельствам, то в написанном  поэтом спустя девять лет известнейшем стихотворении «Памятник» (1836 г.) он уже дает оценку своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник  нерукотворный»   дает  ему  бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

 

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чем мечтал Пушкин, к чему он призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное — его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (439)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (516)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (477)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (431)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (523)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (397)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (434)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (468)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (334)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (355)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...