A+ A A-

ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА (вариант2)

Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Европе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость. Лучшие представители дворянства в России сознавали политическую необходимость освобождения крестьян от крепостного рабства, которое было преградой для социально-экономического развития страны. Но задача прогрессивных деятелей была шире — раскрепощение личности, утверждение идеала духовной свободы человека. Победа русского народа над претендовавшим на мировое господство Наполеоном породила и надежды на социальные реформы. Многие призывали царя к решительным действиям.

Пушкин, как и другие лицеисты, с восторгом и умилением провожал русские войска, идущие освобождать народы Европы от наполеоновской тирании, и плакал от отчаяния, что не может участвовать в великом историческом походе. Впоследствии в стихотворении «Наполеон» Пушкин высоко оценил роль этого «могучего баловня побед» в социально-духовном возрождении народов Европы и столь же сурово осудил его за властолюбивые устремления:

 

Когда надеждой озаренный

От рабства пробудился мир, <...>

И день великий, неизбежный —

Свободы яркий день вставал, —

Тогда в волненье, бурь народных

Предвидя чудный свой удел,

В его надеждах благородных

Ты человечество презрел.

 

Стремление к неограниченной власти, самодержавному правлению и господству над другими народами превратило Наполеона из освободителя Европы в ее тирана, душителя возрождения:

 

И обновленного народа

Ты буйность юную смирил,

Новорожденная свобода,

Вдруг онемев, лишилась сил...

 

«Лицейский дух» свободомыслия, товарищества, чувства собственного достоинства, независимости суждений и поступков, отвращения к угодничеству перед высшими чинами, а также подъем патриотических настроений в обществе, надежды на приобщение к демократическим реформам — все это обусловило свободолюбивые настроения юного поэта, его активный протест против тирании и деспотизма, социального неравенства. Юный Пушкин прославляет свободу как символ прогресса и благоденствия и осуждает рабство как признак реакции и упадка:  «Свободой Рим возрос, а рабством погублен...».

В оде «Вольность», написанной в 1817 году, Пушкин утверждает идеал общественного устройства, который заключается в создании и неуклонном соблюдении прогрессивных законов:

 

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье…

 

Пушкин призывает властителей:

 

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

 

Поэт приводит исторические примеры, предостерегающие царей от проявлений тирании, злоупотреблений властью, и вдохновляет народ на отстаивание своего права на свободу и достоинство:

 

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

 

Вскоре  поэт разочаровывается в  своих идеалистических представлениях о стремлении монарха сделать все возможное для улучшения жизни подданных: Александр Первый не решался на радикальные реформы, ликвидирующие крепостное право. Россия продолжала оставаться феодальной страной. Прогрессивно мыслящие дворяне, к числу которых принадлежали и друзья Пушкина, создавали революционные общества с целью насильственного свержения самодержавия и ликвидации крепостного права. Пушкин формально не состоял в таком обществе, однако родственный образ мыслей привел его к осознанию невозможности либеральных преобразований в России. Об этом поэт пишет в стихотворении «К Чаадаеву»:

 

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

 

Пушкин возлагает свои надежды не на монарха, а на свободолюбивую дворянскую молодежь. Поэт не призывает ее к восстанию, но верит, что образованность, ум, стремление к свободе и горячая любовь к родине способны обеспечить России лучшее будущее. Пушкин верит, что передовая молодежь столь же самоотверженна, как он сам, и главное для нее — не светские забавы, а свобода:

 

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

 

Но как надежды на централизованные реформы, так и упования на энтузиазм и свободолюбие прогрессивного дворянства не сбываются. В стихотворении «Деревня» уже звучит отчаяние и безнадежная горечь:

 

Увижу ль, о друзья!

Народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

 

Лирический герой стихотворения «Свободы сеятель пустынный...» сокрушается, что его призывы к освобождению от оков крепостничества не были восприняты народом, «живительное семя» свободы не взошло, отторгнутое недоверием и безразличием к собственной судьбе.

В стихотворении, посвященном сосланным в Сибирь друзьям-декабристам, Пушкин оптимистично утверждает: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Поэт убежден, что их великая жертва не напрасна и декабристы увидят торжество социальной справедливости:

 

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

 

В стихотворении «Арион», датируемом 1827 годом, Пушкин утверждает неизменность своих вольнолюбивых взглядов;  «Я гимны прежние пою...».

Поэт считал свободу одной из высших ценностей, которой должен служить настоящий поэт:

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (732)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (716)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (688)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (670)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (779)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (571)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (612)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (696)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (508)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (540)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...