A+ A A-

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Приходит время, и каждый человек попадает в плен любовных мечтаний. Пушкин не был исключением. Стихи на тему любви он начал писать еще в лицейские годы. Правда, почти все они отличались большой долей книжности, высокопарностью, однако были и такие — «Желание», «Певец», — которые по достоинству можно причислить к шедеврам ранней лирики поэта.

Любовная лирика Пушкина периода южной ссылки отличается поэтической зрелостью, подлинностью. Чувствуется непосредственность, живость любовных переживаний. Кроме того, любовной лирике этого периода присущ особый психологизм, причем ярко выраженный. Взять хотя бы стихотворение «Простишь ли мне ревнивые мечты...», посвященное Амалии Ризнич:

 

Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой

Твои глаза не следуют за мной.

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор —

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

 

Стихотворение пронизано жаркими признаниями в любви, и вместе с тем в нем автор глубоко анализирует свои переживания. Поэт не дает точного описания характера возлюбленной, но зато как четко изображено ее поведение:  «зачем же любишь ты всегда пугать мое воображенье? Окружена поклонников толпой, зачем для всех казаться хочешь милой...».

Любовная лирика Михайловского периода во многом напоминает стихи этой тематики, написанные в южный период. Они также пронизаны психологизмом, в них поэт так же пытается постичь глубину любовных переживаний. Только ощутим возраст поэта: он повзрослел, и стихи его теперь отличаются большей зрелостью и лиризмом.

В этот период написано посвященное Е. К. Воронцовой (которую поэт любил и которая при его отъезде из Одессы подарила ему на память перстень) стихотворение «Желание славы». Оно поражает свежестью, завораживает музыкальностью стиха и удивляет мастерством, с каким автор сумел передать мельчайшие подробности движения того чувства, которое зовется любовью:

 

...И ныне

Я новым для меня желанием томим:

Желаю славы я, чтоб именем моим

Твой слух был поражен всечасно,

чтоб ты мною

Окружена была, чтоб громкою молвою

Все, все вокруг тебя звучало обо мне,

Чтоб, гласу верному внимая в тишине,

Ты помнила мои последние моленья

В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

 

Мы знаем, что стихотворение посвящено конкретному человеку, возлюбленной Пушкина, но необычайная правдивость и точность авторских рассуждений заставляет читателя перенестись от образа возлюбленной поэта к своей любимой. И почти всегда читатель ловит себя на мысли, что более точно, чем сказал поэт, уже не скажешь. Это присуще не только стихотворению  «Желание славы», но и всей любовной лирике Пушкина зрелых лет.

Шедевром интимной лирики русской литературы по праву считается стихотворение «Я помню чудное мгновенье...», которое поэт посвятил Анне Керн. С девятнадцатилетней Анной, женой генерала Керна, Пушкин познакомился еще в 1819 году у своих знакомых. Тогда они обменялись всего несколькими фразами, но красота молодой женщины произвела на поэта такое сильное впечатление, что еще долго ему «снились милые черты». Но сначала южная ссылка, затем ссылка в Михайловское вынудили поэта оставить свет, а значит, и надежду на встречу с той, что так пленила его. И каково же было удивление поэта, когда здесь, в Михайловском, у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел ее, все такую же сказочно красивую и обаятельную, как и пять лет назад. Забытые чувства вернулись к поэту, и любовь к Анне вдохновила на прекрасные строки:

 

Душе настало пробуждены:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты,

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

 

Стихотворение поражает своей простотой, легкостью, музыкальностью. Образ любимой предстает перед нами необыкновенно светлым, идеальным. Такими же видятся и отношения автора к молодой женщине. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье...» Пушкин не только восторгается красотой любимой, но и воспевает любовь вообще, преклоняется перед ним.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (1255)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (1049)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (1063)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (982)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (1129)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (809)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (764)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (1034)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (693)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (705)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...