A+ A A-

«ЗВУЧАЛ, КАК КОЛОКОЛ НА БАШНЕ ВЕЧЕВОЙ...» (политическая лирика А. С. Пушкина)

«Звучал, как колокол на башне вечевой...» — этими словами М. Ю. Лермонтова о стихах своего предшественника хотелось бы начать рассуждения о политической лирике А. С. Пушкина.

Молодой А. С. Пушкин, только что окончивший Царскосельский лицей, оказался перед прозой жизни, столкнулся с несправедливостью крепостнического строя. Россия после славных побед над Наполеоном начинала поддаваться губительному гниению изнутри. Не выдерживая испытания временем, рушились вековые устои самодержавия, Захватническая внешняя политика царя хоть в какой-то мере должна была затушевать классовые противоречия, отвести взгляд здравомыслящего человека от проблем внутренних, разжечь в каждом чувство национализма...

Россия превращалась в «жандарма Европы», сама задыхаясь под властью тирана.

 

Увы! куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы.

 

Это — ода «Вольность» А. С. Пушкина. Но не только пессимизмом веет от этого произведения поэта. Оно призывает и к борьбе: «Восстаньте, падшие рабы!» Стихотворение «К Чаадаеву»:  — философские раздумья молодого человека, который должен сделать выбор в жизни. Выбор этот приходилось делать каждому,  избирая дорогу «народного заступника» или дорогу «раба». Рылеев, Пестель, Кюхельбекер, Чаадаев, Пушкин выбрали первый путь: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман... А. С. Пушкин утверждает и проповедует не уход от борьбы, не пассивную романтику со стонами, вздохами, а битву за светлое будущее Отчизны:

 

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

 

«Минута вольности святой» — разве ради этого не стоит жить?! Верой в грядущее счастье народов России пронизаны последние строки этого послания:

 

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья.

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

 

Гимн свободе, прозвучавший здесь, утверждает еще и необходимость посвятить всего себя борьбе. Когда все люди осознают эту необходимость, только тогда они сумеют искоренить «барство дикое», которое «без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

 

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

 

—   призывает поэт. В стихотворении «Деревня» поэт использует антитезу, с помощью которой он противопоставляет красоту русской природы суровой правде жизни. Этим он добивается такого реального изображения «невежества», что становится страшно и горько видеть язвы на теле Родины:

 

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея...

 

Злые языки обвиняли поэта в отсутствии патриотизма. Да, действительно, патриотизм поэта — это не восхваление самодержавия и царской семьи, не восхваление внешнеполитической деятельности царизма, не преклонение перед «либерализмом» бюрократического аппарата государства. Он бичует и обличает все это. Это патриотизм, который разовьет М. Ю. Лермонтов в своих произведениях «Прощай, немытая Россия!», «Родина» и других.

А. С. Пушкин никогда не боялся высказывать такие мысли, от которых у царя и его сановников «ползали мурашки по телу»:

 

Мы добрых граждан позабавим,

И у позорного столпа

Кишкой последнего попа

Последнего царя удавим.

 

На вопрос Николая I, где был бы поэт 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге, Пушкин ответил: «С друзьями», то есть с декабристами, на Сенатской площади.

Служение Отчизне — эту идею поэт пронес через всю жизнь. В эпоху махровой реакции, последовавшей за разгромом восстания 1825 года, он находит в себе силы заявить: «Я гимны прежние пою...» В послании «В Сибирь» поэт пишет о благородном поприще своих товарищей:

 

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье

 

Поэт верит, что одиночество его не вечно, справедливость восторжествует и он снова увидит своих друзей на свободе.

Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта и ничего полезного для власти.

Однако надежда на просвещенного правителя никогда не покидала людей искусства. Поэтому Александр Пушкин обращается к Николаю I, только что -взошедшему на престол, со своеобразной интерпретацией «Фелицы», адресованной в свое время Г. Державиным Екатерине II.

Нужно обладать смелостью и огромным талантом, чтобы поучать монарха. Но все же Пушкин идет и на некоторый моральный компромисс, проводя параллель между «мятежами и казнями» «начала славных дней Петра» и кровавым завершением восстания декабристов, где большинство пострадавших были близкими поэту людьми.

Как объяснить этот компромисс? Во-первых, А. С. Пушкин был истинным сыном своей монархической эпохи. Он верит в «рабство, падшее по манию царя».

Во-вторых, поэт, ставя столь высокую планку Николаю I, желает смягчить участь своих друзей, внушив монарху, что можно «правдой привлечь сердца» и «нравы укротить наукой». Александр Пушкин мечтает видеть на троне мудрого царя. Образованный и совестливый самодержец — идеал русского народа.

Однако продолжались гонения на свободомыслящих людей. И не все выдерживали. Некоторые гнули спины под все ожесточающимся напором реакции, другие, замаливая «грехи молодости», переходили в лагерь царизма. Но неколебимо высилась фигура гиганта — фигура Пушкина. Он был одним из немногих, кто продолжал петь песнь Свободе, Равенству и Братству.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (1184)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (995)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (1007)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (938)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (1073)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (765)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (741)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (979)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (658)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (674)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...