A+ A A-

ПРОБУЖДЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Роман «Евгений Онегин» создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной реакции после восстания декабристов.

Почему главным героем романа стал именно такой человек, как Евгений Онегин? Почему Пушкин обратил на него внимание? Я думаю, что такие люди окружали его. Чем-то они отличались от него, чем-то были похожи. Автор недаром утверждает: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Но тем не менее мы можем утверждать, что Евгений Онегин — один из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знал историю:

 

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей...

 

Во времена Пушкина слово «анекдот» имело совершенно иное значение, чем сейчас. Разбирался Онегин и в экономике: «зато читал Адама Смита». Знал он в совершенстве и французский язык.

Но откуда пошли все беды Онегина? По сути дела, его воспитали так, что он только и может «казаться», «являться», «лицемерить», «умеет скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать не умеет.

Мир Онегина — это мир светских раутов, праздников, балов. Это мир, где нет любви, есть только игра в любовь. Праздна и однообразна жизнь Онегина. Пушкин показывает, как просыпается город:

 

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик...

 

А Онегину некуда спешить, он все еще в постели:

 

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра...

 

Наверное, мы не прочь были бы немножко пожить так. На первый взгляд жизнь Евгения привлекательна. Немножко, но всю жизнь?! Представим себе: каждый день «то же, что и вчера». Но ведь Онегин — образованный человек. Неужели ему это не надоело? Надоело!

 

...Рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум.

 

Следует обратить внимание на то, что не только красавицы, но и «друзья и дружба надоели». Я думаю, что при таком образе жизни, который вел Онегин, не может быть настоящих друзей.

А ведь он встречал в свете не только легкомысленных волокит, но и Каверина, Чаадаева, Пушкина. Почему же он не сблизился с ними?

Пушкин постоянно подчеркивает разницу между Онегиным и собой». Но это беда, а не вина Евгения, что в обществе, которое его окружало, он чувствовал свою ненужность. Беда Онегина и в том, что «труд упорный ему был тошен». Евгению ничего не надо — в этом его трагедия. Холодность героя, равнодушие к людям, опустошенность — вот что видим мы в нем.

Устав от такой пустой жизни,  Онегин едет в деревню. Человек, привыкший к труду, нашел бы там для себя огромное поле деятельности. Евгений тоже пытался: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил...

На большее его не хватило. Может быть, его заинтересуют люди? Но какие? Достаточно вспомнить дядю, который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил…». Может быть, другие соседи содержательнее? Да нет, «их разговоры о вине, о псарне, о своей родне» Онегину скучны.

И тут он знакомится с Ленским. Это совершенно другой человек, он не похож на соседских помещиков. Встретившись и подружившись с Ленским, Евгений Онегин на какое-то время вроде бы ожил. Вот он поехал знакомиться с возлюбленной Ленского Ольгой и на обратном пути бросает Ленскому фразу: «Я выбрал бы другую», имея в виду Татьяну.

Вот, кажется, и встретились два человека, которые могли дать друг другу счастье. Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит. Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли для него даром. После стольких лет жизни во лжи Евгений не может всецело отдаться своему счастью. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны. Свою отповедь Татьяне он объясняет заботами о юной девушке.

На первый взгляд отповедь Онегина кажется даже очень благородной. Но если задуматься, то можно понять, что герой мертв душой. Он испугался волнений любви, страданий. Конечно, он мог бы насладиться любовью Татьяны, но он не обычный светский франт, он все-таки выше этих людей, поэтому и говорит Татьяне:

 

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел...

То, верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной...

 

Возможно, именно такая девушка, как Татьяна, была когда-то мечтой Евгения, но свет убил в нем все идеалы. Главная трагедия Онегина в том, что он не может оживить свою душу, испорченную светом. Убийство Ленского помогает нам понять сложный характер Онегина: ведь он умнее, мудрее Ленского, мог бы отказаться от дуэли, объяснить все другу. Но Онегин, который считает себя выше окружающих его людей, в то же время является рабом этого общества. Его пугают хохот и пересуды глупцов.

Удивительно трогательное, щемящее чувство вызывает последняя сцена в романе. Сердце героя, прежде наглухо закрытое, возрождается к жизни.

 

Сомнений нет: увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблен.

 

Можно уже не сомневаться, что Татьяна действительно была его идеалом. И только теперь Онегин это понял. Страдающий герой становится нам ближе и понятней. И этот новый Евгений измучен безответной любовью.

Боль, которую он причинил Татьяне, казалось, вернулась к нему бумерангом.

Но нет, в любви всегда есть радость. Онегин узнает, что любим, любим благороднейшей из женщин, и это приносит ему не только страдания. Теперь он воспринимает жизнь душой, а не холодным умом. Видеть Татьяну для него уже радость. Вот в такую сложную минуту жизни и оставляет его Пушкин.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (437)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (514)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (475)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (429)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (520)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (396)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (432)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (464)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (332)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (353)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...