A+ A A-

ОБРАЗ ОЛЬГИ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (вариант 2)

Ольга — не центральный образ в романе Пушкина, но ее характер не только служит фоном для образа Татьяны, а интересен сам по себе. Еще не видя Ольгу, мы уже знаем, как страстно влюблен в нее юный поэт Ленский: «Ах, он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». Любовь поэта может быть обращена к образу легкому, светлому, жизнерадостному, И Ольга была именно такой:

 

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан...

 

Разве можно не влюбиться в такую девушку? Все влюбляются в нее, и автор с иронией признается «Ее портрет: он очень мил, я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Ольга — красавица, но она не личность, а красивых девушек много; «...но любой роман возьмите и найдете верно ее портрет...». Поэтому-то и Онегин, близкий по годам и по духу Пушкину, не находит ее привлекательной и сильно удивляется, почему в нее, а не в Татьяну влюбился Ленский. Он говорит:

 

Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

 

Однако воспринимать слова Онегина не стоит буквально, он, конечно, преувеличивает. И к тому же не следует забывать, что судья — сам неординарная личность. Ольга не злая, не жестокая, не коварная. Наоборот, она добра, мила, непосредственна, как почти все в ее возрасте, и, как всякая женщина, восприимчива к лести. Скорее всего она будет для кого-то хорошей женой. Но она бедна духовно — вот что возмущает в ней Онегина, и автора, и всех, кто ценит в людях прежде всего богатство души, а не внешние прелести.

Ничто не омрачает жизни Ольги, она не утруждает себя раздумьями, ей не знаком душевный конфликт. Ольга, подобно беззаботной бабочке, порхает с цветка на цветок, и при этом выбирает только красивые цветки.

В силу своей духовной ограниченности Ольга не способна на большую любовь. Любящего ее всей душой Ленского, которого Ольга никогда не отвергала и, более того, собиралась совсем скоро принять его руку и сердце, она на именинах Татьяны с легкостью забывает и танцует весь вечер с Онегиным. Все та же духовная бедность мешает Ольге понять причину, по которой ее жених так рано ушел с бала. Когда взбешенный, пылающий ревностью Ленский перед дуэлью не удержался от соблазна взглянуть на предмет своей страсти и страданий, Ольга встретила его как ни в чем не бывало, «подобно ветряной надежде, резва, беспечна, весела».

После смерти Ленского Ольга недолго переживает и тоскует. Совсем скоро на ее пути появляется молодой улан, в которого Ольга так же, как когда-то в юного поэта, безумно влюбилась:

 

И вот уж с ним пред алтарем

Она стыдливо под венцом

Стоит с поникшей головою,

С огнем в потупленных очах,

С улыбкой легкой на устах.

 

В образе Ольги Лариной А. С. Пушкин воплотил довольно распространенный тип женщин: внешне привлекательная, даже красивая,   обаятельная,  жизнелюбивая,   веселая, кокетливая, но вместе с тем духовно бедная, не способная на глубокие душевные переживания и эгоистичная.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (439)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (516)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (477)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (431)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (523)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (397)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (434)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (468)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (334)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (355)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...