A+ A A-

ПАНОРАМА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Изучая с ранних детских лет творчество Александра Сергеевича Пушкина, гениального русского поэта, мы все же знаем его поверхностно и, перечитывая произведения великого поэта, открываем все новые и новые грани его творчества.

Это мое глубокое убеждение, в котором я только утвердился, когда перечитал роман в стихах «Евгений Онегин».

Широта охвата действительности, многоплановость, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита делают роман уникальным. Именно поэтому «Евгения Онегина» великий русский критик В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни 20-х годов XIX столетия.

В этом произведении Пушкин анализирует социально-исторические условия своего времени, акцентирует внимание на наиболее животрепещущих проблемах. Пушкин изображает духовную жизнь, быт, нравы различных слоев русского общества.

Показав трагедию поколения Онегина и осудив тем самым общественный строй России, автор утверждает в романе такой идеал общества, при котором личность могла бы свободно развиваться. Поэт стремился изобразить начавшийся поворот в обществе, пробуждение в нем интереса к жизни и быту народа.

Вот почему идея обновления и возрождения личности через общение с народом приобретает особое значение. Эта идея получила свое воплощение прежде всего в образе Татьяны.

Пушкин был близок к декабристским кругам, поэтому он резко осудил взгляды патриархального дворянства. Десятая, дошедшая до нас лишь в отрывках глава полностью посвящена декабристам.

Главное занятие московских дворян — пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся со скоростью звука. Пушкин с нескрываемым сожалением констатирует, что известность человека зависит от его материального положения. Он показывает бездуховность столичного общества, пустые интересы его представителей, их умственную ограниченность. Время в Москве как будто остановилось:

 

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец.

 

Но Москва показана не только с плохой стороны. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен, но вместе с тем поэт любит Москву:

 

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось,

 

А с какой гордостью за свою Отчизну написаны строки, посвященные Москве 1812 года! Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной... Итак, чем живет московское высшее общество, мы знаем. А чем отличается светская жизнь в столице? В первой же главе романа автор предоставляет нам возможность проследить за живущим в Санкт-Петербурге главным героем, за его увлечениями и заботами.

 

Поднявшись утром,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет, на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

 

После обеда с изысканнейшими блюдами и напитками — театр, затем бал, где

 

Кругом и шум и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам...

 

Под утро утомленный Онегин едет домой, где это «забав и роскоши дитя»

 

Спокойно спит в тени блаженной...

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

 

Воспитание Онегина — типичного представителя петербургского света — лишено национальных основ. Онегин не приучен к труду, вся его жизнь лишена забот. Все петербургское общество живет такой же бессмысленной жизнью.

Пушкин с присущей ему лаконичностью описал и провинциальное дворянство. Портреты помещиков поразительно ярки.

 

И отставной советник Фляков,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут,

 

Не из Пушкина ли произрастает сатирическая манера Гоголя?

Провинциальное общество не столь чопорно в сравнении с Москвой и Петербургом. Описывая поместное дворянство, Пушкин ограничивается лишь мягкой иронией и не столь резко обличает.

Черты поместного дворянства наиболее полно отражены в образах членов семьи Лариных. Глава семейства Дмитрий Ларин, «простой и добрый барин», уже умер. Его вдова Прасковья Ларина в девичестве увлекалась французскими романами, вздыхала о некоем «славном франте, игроке и гвардии сержанте» и, выйдя замуж за безразличного ей на первых порах человека, который увез ее в свою деревню,

 

Рвалась и плакала сначала,

С супругом чуть не развелась,

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольна стала...

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы...

 

Прасковья Ларина хранила «привычки милой старины», была религиозна и справляла все церковные праздники.

Татьяна и Ольга представляют молодое поколение семьи. Говоря об Ольге, Пушкин ограничивается кратким описанием внешности, так как ее душевный мир не представляет интереса для поэта.

Зато образ Татьяны раскрыт полно. В любимых книгах она видела другую жизнь, более значительную, богатую событиями, других людей, более интересных. Главное душевное качество Татьяны — высокое благородство, поэтому она наиболее близка к народной жизни с ее обычаями и нравами.

Говоря о столице и провинции, мы не можем не затронуть тему народа. Пушкин был убежден, что народ с его неограниченными потенциальными возможностями может стать созидательной силой, которая так необходима России на данном переломном этапе.

Нужно отметить, что Пушкин, говоря о крепостных слугах, всякий раз указывает на то, как трудно им живется. Но в основном Пушкин изображает господ, а не слуг и крестьян.

Необходимым фоном для изображения дворянской жизни служит русская природа. Пушкин рисует зимние и осенние пейзажи, описывает весну:

 

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

 

Роман «Евгений Онегин» стал «энциклопедией русской жизни», потому что в нем всесторонне изображены самые главные и самые характерные тенденции жизни русского общества двадцатых годов XIX века. Пушкин полно и глубоко вскрыл появление опасной и модной болезни разочарования, объяснил ее причины разобщенностью передового дворянства и народа, наметил выход общества из кризисного состояния, из социального нездоровья.

Россия часто переживала трудные моменты истории. И нельзя забывать великих людей, среди которых Пушкин занимает первое место. Если их помнить, можно в будущем избежать многих ошибок.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (437)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (514)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (476)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (429)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (523)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (397)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (434)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (464)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (334)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (353)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...