A+ A A-

НАРОД В РОМАНЕ В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

А. С. Пушкин показал в романе духовные поиски лучших представителей русского дворянства, отразил жизнь этой социальной группы во всем ее многообразии и сложности. В.Г.Белинский заслуженно назвал это произведение энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Народность романа не только в выражении народного духа, традиций, мироощущения, национального самосознания, воплощенных преимущественно в образе Татьяны Лариной, авторских отступлениях, но и непосредственно в образах представителей народа, в зарисовках с натуры. Автор создал широкую и объемную панораму жизни русского общества, и народная стихия отражена в романе достаточно полно.

В первой главе автор изображает утро трудового Петербурга, противопоставляя его праздному, противоестественному образу жизни столичного дворянства.

 

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит...

 

Работающее население Петербурга встает чуть свет, зарабатывая себе на жизнь, обеспечивая нормальную жизнедеятельность города и паразитическое существование столичной аристократии. Обилие глаголов подчеркивает бодрый трудовой ритм, здоровое рабочее настроение просыпающегося большого города, эпитет «неугомонный» усиливает впечатление настроенности на работу, целеустремленности, созидательности.

Достаточно полно описан образ няни Татьяны. Это воплощение доброты, преданности, заботливости. Трогательно милая суетливость старушки, ее искренняя привязанность к своей воспитаннице, неуемное желание угодить любимице. Поэтичностью, мечтательностью, увлеченностью, таинственными народными преданиями, поверьями, песнями, страшными загадочными рассказами, чарующими песнями крепостных девушек Татьяна обязана няне. Мироощущение, верность нравственным заветам старины, любовь к природе и гармоничная связь с ней внушены, безусловно, трогательно искренними, задушевными рассказами няни. Когда у Тани грусть и смятение в душе, она по привычке обращается к своей воспитательнице, чтобы обрести покой, умиротворение, состояние гармонии с окружающим миром.

 

«Что, Таня, что с тобой?

 — «Мне скучно, Поговорим о старине».

— «О чем же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти не мало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц...»

 

Влюбленная Татьяна просит рассказать, как влюблялись в  старину,   как находили своего суженого, как искали свой путь к счастью. Нянин рассказ не внушил оптимизма девушке в реальности воплощения ее мечтаний, да, впрочем, Татьяна и не могла рассчитывать на другой ответ. Народная мораль, предписывающая смирение, покорность, абсолютное   подчинение   воли   родителей, верность суженому, хоть и не любимому, но данному раз и навсегда. Няня без тени сомнения убеждает любимицу в том, что чувства девушек ровно ничего не значили в судьбе: «И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь». Таня, полностью поглощенная своей страстью,  не хочет смириться с невозможностью воплощения своей мечты. Но толковая неторопливая речь няни расхолаживает ее пыл, отрезвляет, возвращает на землю:

 

«Да как же ты венчалась, няня?» —

«Так, видно, Бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет

А было мне тринадцать лет...

Я горько плакала со строга,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели».

 

Уроки народной нравственности не прошли даром для Татьяны, усвоившей главный принцип   девичьей   добродетели:   верность мужу, независимо от испытываемых чувств, безупречное исполнение долга до гробовой доски.

Поэтичностью, задушевностью, мечтательностью проникнута песня дворовых девушек, собирающих клубнику в барском саду. Несмотря на обязательность пения («...И хором по наказу пели... Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели..,»), девушки поют искренне, звонкими голосами, выражая истовое стремление к счастью, красоте, воплощению мечтаний:

 

Как заманим молодца,

Как завидим издали,

Разбежимтесь, милые,

Закидаем вишеньем.

Вишеньем, малиною,

Красною смородиной.

 

Лукавое, веселое, озорное содержание песни резко контрастирует со смущением и смятением Татьяны, которая небрежно слушает, потому что пение несозвучно ее душевному настроению.

Не очень детально, но выразительно нарисован портрет ключницы дома Анисьи. В ее монологе воплощено доброе, искреннее, уважительное отношение крепостной крестьянки к своему старому хозяину:

 

...И старый барин здесь живал;

Со мной, бывало, в воскресенье,

Здесь под окном, надев очки,

Играть изволил в дурачки.

Дай Бог душе его спасенье,

А косточкам его покой

В могиле, в мать-земле сырой!»

 

Прекрасна, в стиле народных песен, речь Анисьи, трогательна ее признательность своему барину за внимательность, человечность. К Евгению же она достаточно равнодушна и не выказывает никаких чувств привязанности, уважительности.

Стихию народности воплощает в первую очередь Татьяна. Сюжет, тематика произведения не позволили поэту создать более яркие, детально написанные образы представителей народа, но и указанные достаточно запоминаются своеобразием языка, характера, характерным народным мировосприятием, традиционной  моралью.

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (437)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой...

      Подробнее...

    • "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (514)

      Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (475)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий...

      Подробнее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (429)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально...

      Подробнее...

    • "Судьба человека" главные герои (520)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному...

      Подробнее...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (396)

      Сочинение "Война и мир" Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в...

      Подробнее...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (432)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются...

      Подробнее...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2) (464)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал...

      Подробнее...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА (332)

      Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом...

      Подробнее...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ (353)

      Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у...

      Подробнее...