A+ A A-

Сочинение ОГЭ 15.3. Что такое жалость?

 

Текст для работы

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом пла­вали чёрные тучи. (З)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

(5) —   Что это? — спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

(6) —   Горит, — рассеянно ответил отец, думая о своём.

(7) —   Что горит?

(8) —   Как будто выселенная деревня за городом.

(9) —   Что? — вскинулся Толик. (10)— Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и по­бежал изо всех сил. (13)Он нёсся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не ду­мая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а де­ревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жиз­ни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20) Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

(21) — Там мальчик! — кричал отец. (22)— Там мальчик!

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестно­сти, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки крас­ными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

(28)— Назад! — крикнул отец. (29)— Немедленно назад!

(ЗО)Но Толик мотнул головой. (ЗІ)Собрав силы, он ки­нулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым.

(ЗЗ)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал мат­рас. (34)Тёмки не было.

(35) Кашляя,  мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36) Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хва­тал что-то и прятал за пазуху — он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37) В  это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк — сгоревшая тополи­ная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

(45)— Ложись! (46)Ложись! — говорил ему отец, но Тём­ка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ру­гался:

(49) — Что же ты наделал, юный натуралист!

(50) Толик         вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51) Толик завидовал Тёме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52) В  самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

(По А. Лиханову )

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЖАЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами опреде­ление. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое жалость?», взяв в качестве тезиса данное Вами оп­ределение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Жалость — это чувство, которое испытываешь к кому-то, кто попал в сложную ситуацию, чем-то обижен или ущем­лён. Жалеть — значит сострадать, испытывать желание по­мочь тому, кто в беде.

Жалость, которая не подкрепляется никакими дейст­виями, больше свойственна детям. Взрослые в большинстве случаев предпринимают активные действия.

Это различие между жалостью ребёнка и жалостью взрослого показано в рассказе о Толике и Тёмке. Толик при­знаётся, что после пожара он «остался таким же мальчиш­кой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым» (предл. 53).

Тёмкино взросление произошло потому, что он пожалел цыплят не на словах, «как это часто бывает, а на самом деле».

Я считаю, что и мой младший брат стал взрослее, когда в канун прошлого Нового года решил отдать в детский дом свою любимую игрушку — железную дорогу. Так он пожа­лел и поддержал детей, оставшихся без родителей: «Я уже успел в неё поиграть, а им эта игра принесёт много радости».

Жалость — хорошее чувство, но лучше всего, если в паре с ней идут и поступки! Такой вывод я могу сделать из про­читанного.

Вариант 2

Я думаю, что жалость — это то же самое, что сострада­ние, сопереживание. Жалость может побуждать человека к оказанию поддержки или помощи пострадавшему.

Именно так и происходит в рассказе о мальчике по име­ни Тёмка. Жалость к цыплятам, которые могли пострадать от пожара, пробудила в нём смелость. Он не убежал из из­бушки подальше от пожара, а спасал птенцов и «прятал их за пазуху» (предл. 36). Когда Тёмку положили на носилки, он старался лечь так, чтобы не задавить цыплят (предл. 44).

Французскому писателю Пьеру Корнелю принадлежит фраза: «Ранимы жалостью высокие сердца». Это значит, что данное чувство чаще всего знакомо людям великодушным, сильным, добрым.

И ещё, я думаю, жалость, особенно подкреплённая дей­ствиями, — это проявление душевной силы и сострадания.

Вариант 3

Жалость — это умение отнестись к другому человеку или к любому живому существу с пониманием, способность вы­разить ему сочувствие и заботу. Это чувство лучше всего проявляется в поступках.

Так, в тексте А. Лиханова Тёмка из жалости бросился в пожар спасать цыплят (предл. 36), хотя сам сильно риско­вал жизнью.

Это же чувство стало началом дружбы собаки и клоуна Мистера Жоржа в рассказе А.П. Чехова «Каштанка». Клоун пожалел Каштанку, когда та, выбившись из сил, заснула у дверей подъезда, и забрал к себе.

Я считаю, что жалость — это хорошее качество, оно от­личает добрых, милосердных людей, которые всегда готовы прийти на помощь.

 

загрузка...
  • Сочинение ОГЭ

    • Сочинение 15.3 ОГЭ - «Что такое дружба»

      Что такое дружба? Дружба – взаимоотношения между людьми, построенные на доверии и преданности. Это одна из вечных ценностей людей, которая основана на понимании и готовности всегда прийти на помощь. Дружат разные по характеру люди, но их должны объединять одинаковые жизненные ценности. Обязательные признаки дружбы, на мой взгляд, — взаимность, доверие и терпение. Так я понимаю слово «дружба»,...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое бездушие?

        Текст для работы (1)          В     тот памятный день, когда Колька вернулся из пио­нерского лагеря, в центре стола красовался пирог, куплен­ный Еленой Станиславовной, которая появилась в их доме после смерти мамы. (2)           К     этому дню её дочь Неля выучила новую музыкаль­ную пьесу — бравурную и торжественную, подобную мар­шам, какими встречают победителей сражений. (3)А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое детство?

        Текст для работы (1) Я хорошо помню свою первую в жизни двойку. (2) Маленький    город, где мы жили, уместился в объятьях синих сопок на окраине тайги. (З)Суровый климат приводил к нам удивительно снежные зимы. (4)Первые сильные сне­гопады приходили чинно, без суетной метелицы-лисы, мед­ленно заводили над горизонтом серые, тяжёлые полы своих кафтанов и укрывали нас тишиной степенно вальсирующих холодных пушинок. ...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое доверие?

        Текст для работы (І)Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднил­ся. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой доб­раться, в рыбачий посёлок. (З)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошёлся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развёл. (6) Мне ещё по пути домой нужно было бухту обогнуть. (7) Только я из глубины бухты обратно в сторону откры­того моря повернул, вижу:...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое жизнелюбие?

        Текст для работы (1)Это было очень давно, когда я учился в третьем клас­се. (2)Однажды я с друзьями пришёл в наш сельский Дом культуры, чтобы посмотреть сказку «Волшебная лампа Аладдина». (З)Билеты тогда добывали с боем, теряя в отча­янных схватках пуговицы и молочные зубы, приобретая взамен дерзкую отвагу и стойкость. (4)К заветному окошку, за которым невозмутимо сидела билетёрша, могли пробить­ся только те,...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое милосердие?

        Текст для работы (1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2)  Рыбок было десять. (З)Этот аквариум привезли из Мо­сквы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голу­быми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (б)Девочек тоже было десять. (б)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое отвага?

        Текст для работы (1)Медаль булавкой слегка царапала сквозь майку Во- лодьке кожу и оттягивала рубашку. (2)Она была тяжёлая, как те медали, которыми награждали солдат во время вой­ны. (3)И слово на ней было выбито такое же: «За отвагу на пожаре». (4)...Это было в конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень. (5)Володя шёл из школы один. (б)Увидел: у дальнего конца конюшни,...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое подвиг?

        Текст для работы (І)Когда Бетховен понял, что глохнет, им овладело от­чаяние, тупое и безысходное. (2)Никого, кроме старика слу­ги, трижды в день подававшего еду и наспех прибиравшего комнаты, он не видел, да и старался не видеть. (3) Он жил в совершенном одиночестве, взаперти, лицом к лицу со своею бедой. И лишь поздним вечером, когда яр­кая россыпь звёзд высвечивала небесную тьму, крадучись, покидал дом, чтобы уйти в поля, где не...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое предательство?

        Текст для работы (1) Сёмка дружил с Демидкой Мазиным, и каждый вечер, сделав уроки, шёл домой к приятелю, который жил на дру­гом конце города. (2) У    Дёмки родители хорошо зарабатывали, жили на широкую ногу, а Сёмку мать воспитывала одна, поэтому иногда приходилось потуже затягивать пояса. (З)Мальчики дружили, бегали в кино, катались на лодке — у Дёмкиных родителей был знакомый на лодочной станции, Дёмка...

    • Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое сострадание?

        Текст для работы (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками... (3) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал... (4)  —   Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возраст­ная болезнь вроде кори. (б)Переломный этап в психике. (7)Это пройдёт! — убеждала меня жена. (8)Пройдёт... (9)Святое...