A+ A A-

Сочинение 9 класс ОГЭ. Что такое жестокость?

 

Текст для работы

(I) Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (З)Одевались они понятно как — ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши дев­чонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажён­ная, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.

загрузка...

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напро­лёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7) Вечером   возьмёт Светка лодку, выгребет одна на сере­дину озера и начинает выть.

(8) Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...

(Ю)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

(II)  —  Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(14) А   голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перисты­ми облаками, тёплым воздухом...

(15) Почему-то     нам с Женькой не приходило в голову по­говорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.

(17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устрои­ла запись желающих в очередной поход.

(18)  Женька подошёл к Рыжухе и сказал:

(19)  — Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с на­ми на прогулку!

(21) — Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.

(22) Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(24)  — В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(25) Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное...

(26) Тёплым   июньским днём мы устроились на палубе те­плохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.

(28) 3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(29) — Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с мар­гарином и яйца лежали.

(30) — Моя, — ответила Светка.

(31) — Алле хоп! — воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:

(32) — Эй, Рыжая! (ЗЗ)Вон где твоя сумочка!

(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно.

(35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (Зб)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(37)Женька Светке рукой машет и орёт:

(38) — До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(40) Девчонки кричат противными голосами:

(41) — Прощай, подруга!

(42) — Больше не увидимся!

(43) И  давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжу­хой устроил...

(44) Чего  девчонки радовались, я, честно говоря, не по­нял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — неда­ром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лу­гам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам рас­ходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сто­рону отодвигала...

(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радо­ваться...

(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная ска­зала, что она поступила в музыкальное училище.

(54) А   ещё через пять лет я начал учиться в одном из пе­тербургских вузов и познакомился с Наташей, которая по­вела меня в Мариинку, на оперу.

(55) В   первые минуты спектакля на сцене появилась рос­кошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благо­родной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(57)— Рыжуха! — ахнул я. (58)— Ты понимаешь, это Рыжуха! — кричу я Наташе шёпотом. (59)— Мы с ней в од­ном классе учились!

(60)— Что ты говоришь?! — всполошилась знакомая. (61)— Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!

(63) — Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

(64) — Светлана Сергеева.

(65) Весь   спектакль я просидел не шелохнувшись, не по­нимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.

(66) После спектакля Наташа предложила:

(67) — Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не гово­рил, что она «выла».

(73)— Надо же! — удивлялась Наташа. (74)— С Сергее­вой в одном классе учился!

(75) Мой авторитет в её глазах значительно вырос.

(76) Я  плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.

(По Е. Габовой )

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте дан­ное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое жестокость?», взяв в качестве тези­са данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Жестокость — это свойство людей, не знающих жалости, доброты. Жестокосердные не способны чувствовать чужую боль, сопереживать страдающему.

Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до неё даже дотрагиваться не хотели», презирали за «единственные потёртые джинсы». Они и представить себе не могли, что могла чувствовать Рыжая в тот момент, когда её «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала».

Жестокость страшна ещё и тем, что не имеет границ. В соседней школе трое старшеклассников избили до потери сознания второклассника, который раздражал их своими очками с толстыми линзами... Разве осталось в этих подро­стках хоть что-то человеческое?

Поэтому справедливо таких, как они, называют нелюдя­ми: люди ведут себя по-другому.

Вариант 2

Жестокость — бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с лёгкостью причиняет страда­ния другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.

Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким (предл. 31-34). Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то по­нял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить её остаться на берегу в по­следний момент — это бесчеловечно, но ему было всё равно. Он просто не хотел портить свой отдых её «воем».

Меня также поразила подобная жестокость, с которой школьники в фильме «Чучело» издевались над своей свер­стницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусли­вого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одно­классников. В качестве наказания они оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.

Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее — оказать­ся вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть и покоя она не даст.

Вариант 3

Жестокость — это грубое, бесчеловечное, оскорбительное отношение к людям. Она страшна тем, что многолика, — от жестокости слов до жестокости действий.

В рассказе Е. Габовой Светке Сергеевой одноклассники дали унизительное прозвище — Рыжуха. Они её презирали не только за внешность и высокий голос, но даже и за то, что у нормального человека вызвало бы сострадание, — за бедность (предл. 1, 4). И её пение одноклассники называли «воем», да и сама она, по их мнению, была «дурой рыжей». Безжалостность ребят поражает и в эпизоде изгнания девоч­ки с теплохода (предл. 34-43). Целый класс бездушных, жестоких людей! Неужели, даже став взрослыми, они оста­нутся такими же?

Мне хотелось бы, чтобы все люди поняли, что жесто­кость неприемлема в человеческих отношениях.