A+ A A-

Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.3. Что такое открытие?

 

Текст для работы

(1)Открытие случилось три дня назад. (2)Тогда ещё не было дождя, а было яркое солнце. (З)Мальчик стоял на крыше сарая и держал над собой зонт.

(4)   —   Прыгай! — кричали внизу мальчишки.

(5) Мальчик не прыгал.

(6)  —   Забоялся, — сказал самый маленький и толстый из приятелей и презрительно оттопырил нижнюю губу.

(7)  Мальчик молчал.

(8) С     земли сарай казался очень обыкновенным: старым и невысоким. (9)До нижней кромки пологой крыши всего три метра. (Ю)Обыкновенным был и мальчик. (И)Невысокий, тонкорукий, с выгоревшими волосами, по которым уже ску­чали ножницы, загорелый, как и все мальчишки в августе.

(12) В синей майке, которая выбилась из-под ремня.

(13) Конечно,    он не очень походил на героя. (14)Но ведь и трусом до сих пор он, кажется, не был.

(15) А   сейчас стоит и не прыгает.

(16)  —  Забраться да как дать ему! — предложила тощая белобрысая девчонка, одна из тех девчонок, которые всегда вместе с мальчишками участвуют во всех опасных де­лах. (17)— Тебе говорят! (18)Прыгай давай! (19)Или съезжай на брюхе! (20)А других не задерживай.

(21) Мальчик  не отвечал.

(22) В  небе плыли облака. (23)Большие, круглые, как жёлтые аэростаты. (24)И сарай, который казался с земли очень обыкновенным, плыл навстречу облакам, будто подня­тый в небо корабль, и невидимый капитан уверенно вёл его.

(25)А двор напоминал поверхность планеты, увиденную с космической высоты. (26)Островки пыльной травы, пересы­панной седыми шариками одуванчиков, были длинны и по­хожи на зелёный архипелаг, а дождевая вода в бочке у са­рая, словно круглое озеро в отвесных берегах, казалось, све­тилась глубокой синевой.

(27)Мальчик любил всему на свете давать имена и назва­ния. (28)Они всегда придумывались сразу. (29)3еркальце воды в бочке он назвал Озером Синего Света, а пятна тра­вы — Архипелагом Неизведанных Лесов...

(30)  — Да прыгай же! — это изо всех сил крикнула бело­брысая девчонка.

(31) Мальчик,  наконец, спохватился: да, пора. (32)И под­нял зонт.

(ЗЗ)Чёрный зонт был похож на купол цирка, уменьшен­ный в сотни раз. (34)Только под куполом всегда сверкали лампы, а здесь было темно. (35) Л ишь одиноко светилось крошечное отверстие, как прокол иголки. (Зб)Микро- скопическая капля неба горела в нём, словно синяя звезда на тёмном небосводе.

(37)  — Синий Сириус, — шёпотом сказал мальчик, и в нём шевельнулось предчувствие близкой радости.

(38)  Он опустил зонт совсем низко, так, что волосы на макушке коснулись шуршащего полотна. (39)Теперь маль­чик видел только землю, а вместо неба везде была чёрная материя, насквозь прогретая солнцем и почему-то пахнущая клеем. (40) Л ишь в звёздном проколе по-прежнему горела яркая синева. (41)Потом в него попало солнце. (42)3везда вспыхнула ослепительным огнём и рассыпалась на тонкие лучи и радужные кольца.

(43) — Вспышка сверхновой звезды, — прошептал мальчик.

(44) —  Ха, он, кажется, шепчет «Господи, спаси!» — громко заявила внизу тощая девчонка и отвернулась в знак негодования.

(45)  —  Какой толк, что он знает наизусть звёздную кар­ту? — пожал плечами Вовка, самый старший и рассуди­тельный из мальчишек. (46)— Он не может прыгнуть с трёх метров. (47)Видали мы таких космонавтов!

(48)— Что? — спросил с высоты мальчик. (49)Он понял наконец: они решили, что он боится!

(50)  Мальчик  неторопливо закрыл зонт: его нужно было теперь беречь.

(51)  — Я и так могу!

(52)  Он    прыгнул без всякого зонта-парашюта! (53)Перелетел через поленницу и упал руками и коленями на траву — прямо на самый большой остров Архипелага Неизведанных Лесов...

(54)— Подумаешь... — сказала тощая белобрысая дев­чонка. (55)Когда нечего сказать, девчонки всегда говорят это слово.

(56) Самый  толстый и самый маленький из приятелей на­пряжённо втянул и закусил свою большую губу.

(57) — Думаешь, другие не могут? — спросил он. (58)И, пыхтя, стал карабкаться по шаткой поленнице на крышу.

Мальчик не ответил, раскрыл зонт, снова поймал от­верстием солнце, и, когда на матерчатом небе заблистала звезда, мальчик подмигнул ей и тихо засмеялся.

Так      родилось его открытие: если открыть зонт и на­рисовать на нём изнутри звёзды, то получится точная карта неба.

(По В. Крапивину)

15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТКРЫТИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами опреде­ление. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое открытие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Открытие — это новое достижение, сделанное неожидан­но или в результате наблюдений. Это находка в какой-то сфере знаний, ранее неизвестный факт или новая законо­мерность.

В тексте В. Крапивина открытие делает увлечённый ас­трономией мальчишка, разглядевший в куполе зонта небо (предл. 60). Это открытие случилось внезапно (предл. 35-37, 40-42, 59) и очень обрадовало героя.

Первое, что приходит на ум, когда думаешь о примерах открытий из реальной жизни, — это закон всемирного тяго­тения Ньютона, один из основных в физике. Учёный, уви­дев падающее яблоко, сделал вывод о том, что Земля притя­гивает к себе все тела.

В самом деле, открытия — необходимая часть процесса развития и эволюции человека и научного мира.

Вариант 2

Я могу дать следующее определение открытию: это что- то, с чем человек раньше не сталкивался, обнаружение чего- то нового для себя. Открытия бывают научными и личного характера.

С примером личного открытия нас знакомит рассказ о мальчике, замершем в ожидании прыжка с крыши сарая. Он случайно понял, что изнутри зонт похож на небо, и если нарисовать на нём звезды, то купол зонта будет напоминать звёздное небо (предл. 38-42, 60).

Случайность иногда помогает делать и научные откры­тия. Шотландский учёный Александр Флеминг однажды заметил, как зеленоватая плесень, размножавшаяся в одной из чашек Петри, убила всех находящихся там стафилокок­ков. Так был открыт пенициллин.

Открытие — это познание очередной тайны окружающе­го мира.

Открытие — это обнаружение какого-то нового знания, раскрытие какой-то тайны, ранее неизвестной человеку. От­крытия двигают вперёд науку и помогают человеку усовер­шенствовать свою жизнь.

Мальчишка в прочитанном мною рассказе В. Крапивина долго осматривает окружающий его мир, вглядывается в купол зонта над головой и делает своё личное открытие: этот купол похож на небо, а если нарисовать на нём звёзды, то получится точная карта созвездий (предл. 60). Открытие так воодушевило героя, что он даже решил прыгнуть с крыши сарая без «парашюта»!

Всё человечество, подобно этому мальчику, также делало различные открытия на протяжении своей истории. Были открыты свойства огня, металлов; наблюдения и опыты привели людей к открытию электричества, радиоволн и многих других явлений природы, которые удалось «приру­чить».

Открытия — это ступени на пути развития человека и человечества в целом, и, поднимаясь по ним, мы побеждаем болезни, строим космические корабли, совершенствуем свою жизнь.