A+ A A-

Сочинение-рассуждение ОГЭ. Что такое подлость?

 

Текст для работы

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешёл временно, потому что его мать по­ложили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не по­нравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими- то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живёшь?»... (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьёзно, больше для формы, как го­ворится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнул­ся к стоящему рядом Серёжке Романову, отбросил его уда­ром в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Серёжка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а рассчитаться с новеньким сего­дня же во что бы то ни стало.

(13)— Димон, ты же сидел с ним! (14)3айди к нему, по­зови его к себе домой — музыку там послушать или чего ещё... — попросил меня Колька. (15)— Ты же умный, схит­ри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требу­ет смекалки и находчивости, по его мнению, могу выпол­нить только я.

(17)  Через  полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(18)  — Тебе чего?

(19)  —  Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — на­смешливо сказал я. (21)— Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(22) — А ты-то при чём?

(23)  — Как при чём? — удивился я. (24)— Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор рёбра болят... (26)Пройти-то можно?

(27)  — Проходи...

(28)  Мы    попили чай, он показал свои рисунки... (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

(31)  — Давай только не сегодня!

(32)  Внутри у меня всё упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33)  — Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты...

(34) — Ну, раз так, то пойдём...

(35) Тот  путь я помню до сантиметра, словно шёл босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопли­во кивал головой. (37)Недостроенный дом. (38)Я вижу вы­битый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где ле­жат альбомные листы и краски... (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал ещё несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Всё! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, ре­шила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобож­дая мне путь.

(49)— Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись.

(52) Только тогда он всё понял и посмотрел на меня.

(53)  Удивлённо, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показа­лось, что сожжённая этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела...

(55)...Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулига­нов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моём пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу своё окровавлен­ное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймёт. (59)Или, по крайней мере, выслушает... (60)Но он живёт где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути всё никак не могут пересечься.

(По В. Надыршину)

Вариант 1

Подлость — это своего рода предательство, которого не ждёшь. Подлость ужасна тем, что всегда совершается созна­тельно, предающий знает, на что идёт, ведь, согласитесь, нельзя случайно нанести удар в спину!

В рассказе В. Надыршина с подлостью сталкивается под­росток, имени которого мы не знаем. Одноклассник Дима обманом выманил его на улицу, соврав, что больному брату очень нужны рисунки (предл. 33), а новенький поверил и пошёл на улицу. Там ничего не подозревающего мальчика ждала толпа школьников, жаждавших избить его. А ведь он ничего дурного не сделал Димону, наоборот, проявил инте­рес к нему (предл. 4), пустил предателя в дом, напоил чаем (предл. 27, 28).

Подлость двулична, про подлых в народе говорят: «На языке медок, а на уме ледок».

Поэтому я бы никому не пожелал встретить на своём пу­ти подлых людей.

Вариант 2

В моём понимании подлость — это когда на твоё доброе отношение и доверчивость отвечают злом. Подлость невоз­можно предугадать, ведь она всегда совершается исподтиш­ка, совершенно неожиданно, и потому так сильно ранит.

Так, «новенький» в рассказе В. Надыршина ни о чём не подозревает, когда пускает в дом одноклассника Диму, уго­щает его, показывает ему свои рисунки. Он верит, что цель визита Димона — подружиться (предл. 24), и даже готов от­правиться к нему в гости, чтобы порадовать «больного» брата «сказочными сюжетами» (предл. 33). Как же он обманывался насчёт намерений одноклассника!

Новенький не подозревал, что на улице его ждёт ловуш­ка. Дима мог в любую минуту одуматься и не подличать, но не стал этого делать. Ему льстило внимание Кольки Лыкова (предл. 16), и он не мог показаться слабаком в глазах тех, кто хотел устроить новенькому «прописку»...

Безусловно, поступок Димона — настоящая подлость! Думаю, что никакие причины не могут оправдать подлые поступки.

Вариант 3

Я считаю, что подлость — это проступок трусливого, жалкого человека. Синонимы подлости — низость, неблаго­родство. Совершающий подлость забывает о чести, справед­ливости, он не ценит добрые отношения между людьми.

Давайте посмотрим на поведение Димы из предложенно­го для анализа текста. Он видит, как доверчив и открыт к нему новенький, но идёт на подлость — обманом выводит одноклассника прямиком в руки компании Кольки Лыкова (предл. 33). И их поведение я тоже считаю подлым: всей толпой (предл. 9, 48) напасть на одного!

Примеры подлости встречаются, к сожалению, не только в художественной литературе. Подлым выглядит неспортив­ное поведение некоторых хоккеистов, которые используют силовые приёмы для нечестной игры. Они сбивают с ног противника, толкают его на бортик, когда понимают, что игра складывается не в их пользу. Серьёзные травмы могут стать результатом таких проступков.

Я считаю, что подлости не должно быть места ни в ка­ких сферах нашей жизни.