A+ A A-

Наташа Ростова во время войны 1812г.

Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысяч страниц романа.
Здесь всё: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.
Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в прекрасного лебедя.
Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселья в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Наташа даже внешне, и, думается, совершенно не случайно, похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же природная, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами.
Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. “Чистое дело, марш”, — удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”.
Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полностью понять без определенных литературных реминисценций.
Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство бросается в глаза. Кроме того, у них общая культурная среда, любовь к русскому фольклору и французским романам, которыми зачитывались барышни той поры.
Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова “Горе от ума”. Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глуповатого Молчали-на и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют сходную природу.
Обе эти параллели не позволяют полностью понять Наташу, однако они помогают разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.
Во время войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она просто повинуется некоему “роевому” инстинкту жизни.
После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую, чистую, красивую душу, — Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого конца находится с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной нравственной силой. Теряя близких, имущество, переживая все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается “от жизни”, Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве “благоговейного умиления”, которое охватило ее душу. Оно, оставшись в ее душе навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоминает в этой сильной, дородной матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Все мысли Наташи — о муже и семье. Да и мыслит она по-особенному: не умом, “а всем существом своим, то есть плотью”. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены все люди, земля, воздух, страны и народы.
Неудивительно, что подобное состояние романа не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья — обоюдное и добровольное рабство. “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа”. Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.
“Война и мир” — единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, — лучшее, чем он мог наделить их. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.

Наташа Ростова во время войны 1812г.

загрузка...
  • Сочинения 10 класс

    • "Обломов" - социально-психологический роман

      Главный вопрос романа  философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Гончаров показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель. Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на...

    • Андрей Болконский в романе Война и мир

      Представителями передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией.     Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Автор много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был “усталый скучный взгляд”, часто “гримаса портит его...

    • Бунтующее сердце Базарова сочинение 10 класс

      Вся жизнь Базарова - протест. Евгений умом сопротивлялся чувствам, отвергал их, несмотря на то, что они являются неотъемлимой частью жизни. Но ведь сердце не обманешь. Сердце поднимало бунт против разума, оно не могло согласиться с нигилизмом. Сердцем Базаров любил своих родителей, сердцем привязался к Одинцовой. В этой борьбе победило именно оно - перед смертью Базаров понимает всё...

    • Война и мир образ Наташи Ростовой

      Одним из самых ярких образов романа является Наташа Ростова, вызывающая искренние симпатии читателя, несмотря на то, а может и благодаря тому, что писатель не стремился идеализировать свою ге­роиню, показывая как красоту ее души, так и небла­говидность некоторых поступков, например, увлече­ние Анатолем Курагиным. Все это вместе являет со­бой такую гармонию, что осмысливание этого образа не...

    • Война и мир образ Пьера Безухова

      На мой взгляд, Пьер – один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Жизненный путь Пьера полон открытий и разочарований. В начале романа перед нами предстаёт толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безуглов эмоционален, мягок, лёгко поддаётся...

    • Война и мир образ Элен Курагиной

      Элен Курагина - это абсолютная противоположность Марии. Элен, как и отец и брат обглодала хитростью, в отличии от Марии она была наделена красотой и необыкновенной улыбкой, но характер ее был мерзкий и ужасный. делала она все в пользу себе и своей семье, с Пьером Безуховым она связала семейный союз только из-за состояния, хотя он был в нее влюблен, но познал это поздно. После разрыва с Пьером,...

    • Добрые поступки в произведении Война и мир

      1.Наташа во время отступления русских войск от Москвы отдала поводы раненым А ведь на подводах было её приданое ,все ,что осталось у Ростовых ,так как они были разорены.2 .Деятельность Пьера и Андрея по улучшению жизни своих крестьян. 3.Пьер снарядил на свои деньги полк ( для борьбы с Наполеоном)4.Андрей Болконский защитил от насмешек и нападок капитана Тушина ,который со своими артиллеристами ...

    • Женские образы в романе Обломов

      Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.Как и мужские, женские образы в «Обломове» также...

    • Жизнь Обломова

      Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности был полон прогрессивных идей, мечтал служить России. Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых: Волкова, Пенкина, Судьбинского. Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг с детских лет,...

    • Истинная и ложная красота в романе Война и мир

      Истинное и ложное… Эти понятия на протяжении всего романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой.Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой:...