A+ A A-

Сочинение по картине В. И. Сурикова "Взятие снежного городка"

Русский художник Василий Иванович Суриков работал в жанре исторической живописи, портрета. Выходец из Сибири, родился в казачьей семье, по­святил свою жизнь искусству рисования. Сюжеты исторических картин создавались на темы важней­ших событий в жизни России, большая часть из них задумывалась или писалась в городе Красноярске. Многолюдность и динамичность сюжетов его полотен надолго приковывают внимание зрителей. Художника часто критиковали за многочисленность персонажей, скученность их, но время расставило всё по своим местам, сделав эту особенность достоинством суриковских картин. В. Суриков долго собирал информа­цию, подбирал натурщиков для персонажей, создавал образы героев картин, стремясь достичь максималь­ной исторической достоверности сюжетов. Глубинная русскость полотен говорит о великой патриотичности художника.

Картина «Взятие снежного городка» написана в Красноярске, куда Суриков уехал после смерти любимой жены. Видя мучительно горестное состоя­ние художника, брат Александр решил отвлечь того от тяжёлых мыслей, подсказал идею написания кар­тины. Суриков увлёкся темой, приступил к работе в 1888 году и закончил её в 1891 году. В основу сюжета легла виденная в детстве игра, проводимая

на шестой день масленицы. Чтобы помочь брату, Александр даже устроил эту казачью забаву в своей усадьбе с привлечением крестьян, соседей. Художник долго и тщательно создавал образы, подбирал типажи, изучал лица крестьян, причёски, рассматривал детали одежды, саней, бродя по базарам и улицам. Крестьяне, увиденные на рынке, родственники, знакомые, соседи, позировали ему.

Для игры заранее крестьянами строилась снеж­ная крепость с башнями, воротами где-нибудь на ^ окраине села, городка или на берегу реки. Казаки де­лились на обороняющих крепость и нападающих. Во время штурма можно было защищаться подручными средствами: лопатами, мётлами, ветками; кидаться снегом, стрелять вверх из ружей, чтобы не пропу­стить атакующих. Нападавшим разрешалось скакать на конях, их задачей было прорваться через ворота, разрушить стены из снега. Фрагмент взятия снежно­го городка запёчатлён на холсте Сурикова в самый кульминационный момент.

Лихой казак на гнедой лошади прорывается сквозь оборону, на скаку ломает снежные ворота, рукой стал­кивая голову существа, украшавшего башню ворот крепости. Конь под седоком вздыблен, немного испу­ган, ноздри раздуты, передние копыта уже на стороне противника. Таким запомнился Сурикову конь с дет­ства, когда он первый раз увидел, как брали городок. Художник перенёс это впечатление на холст.

Удалой наездник — молодой казак в богатой мехо­вой шапке, кожаных рукавицах, синие штаны заправ­лены в белые пимы, из-под дохи выглядывает красная рубаха. Он, с горящими глазами, воодушевлённо кула­ком разбивает снежные конструкции, хотя ему важно

удержаться в седле, тогда он станет победителем игры. За всадником толпа сражающихся мужиков. У некоторых радость на лицах, особенно у молодого румяного парня с поднятой рукой. Они победили, уви­дев прорыв их вожака через стену крепости. В руках крестьян сухие ветки, с их помощью ведётся борьба, на снегу куча снежков, использованных для атаки. Одеты люди очень разнообразно: шапки разных фа­сонов, дохи, шубы, овчинные тулупы. На ногах — пимы, валенки. Одни из валенок искусно расписаны, художник детально прорисовал разноцветный узор. Молодой светловолосый мужчина, подвернувший по­лы овчинного тулупа за пояс, как и многие мужики, чтобы удобнее было сражаться, потерял в пылу битвы шапку. Шапка лежит на снегу, а ему жарко от борьбы, видимо даже не заметил, как она слетела с головы. На подмогу прорвавшемуся продвигаются другие му­жики на лошадях, двое из них уже рассекают толпу, остальные на подходе. Лошади разных мастей: гнедая, рыжие и белые.

Сражающихся со всех сторон окружает толпа зрителей всех сословий и возрастов. Слева стоят зри­тели попроще, среди них принарядившиеся женщины в завязанных по-казацки платках. Пальто оторочены мехом, на одной из женщин поверх пальто накинута шуба, ребёнок тоже закутан в платок сверху шапки. В Сибири зима, несмотря на её проводы, пока не сдала права весне, морозы ещё крепкие, студёный холод пробирает до костей, но всем весело, все увлечены зрелищем. Развлечения у крестьян редки, поэтому народ радуется забаве.

Румянец от мороза и азарта раскрасил лица. Кто- то пришёл пешком на место игрища, кто-то приехал на санях, виднеются расписные дуги с колоколь­чиками на упряжках лошадей. Справа стоят сани с запряжённым конём. В кошеве, выстланной ковром, сидят люди, одетые побогаче остальных, видимо, это местные помещики. Шубы и шапки на них другого фасона, у женщин на руках муфты, которые крестьян­ки никогда не носили. Интеллигентные лица мужчин и женщин украшают улыбки, этим людям тоже весело, их увлекло масленичное действо, они с удовольствием наблюдают за развернувшейся баталией. Мужчина с усами — это брат Сурикова Александр, женщина вполоборота — жена известного красноярского вра­ча, женщина в горностаевой пелерине — двоюродная племянница художника. Они охотно, как и многие другие красноярские знакомые художника позирова­ли ему. Перед проскочившим в крепость мужиком стоят крестьянские розвальни, виден угол деревян­ных саней, в которых на сене сидят два мужика. Они раздосадованы победой соперников, один даже замахнулся нагайкой на седока, другой в отчаянии обречённо взмахнул руками. Мужики бородаты, они старше сражающихся, солидный возраст мешает им участвовать в игре.

Событие происходит в пасмурный зимний день, небо затянуто облаками, солнце едва просвечивает над горизонтом, день клонится к вечеру. Вдали видны невысокие горы с отдельно растущими деревьями. Снег довольно-таки белый, какой бывает за городом, но не очень глубокий, полозья саней оставили ко­лею всего в несколько сантиметров. Из-под снега пробивается сухая прошлогодняя трава. Много снега соскребли мужики на строительство снежного город­ка. Справа, над головами людей различаются крыши домов, там начинается село или город.

«Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи», — так высказался Суриков о сво­ей работе. Ему также удалось создать зрителям ра­достное, светлое настроение праздника этой работой, она отличается от других его картин с мрачноватыми сюжетами теплотой и жизнерадостностью. Колорит­ность и выпуклость полотна достигается насыщен­ностью цвета, сочетанием серебристо-белого фона и ярких красок многолюдной толпы.

Поначалу картина не получила одобрения художе­ственного сообщества, затем её выкупил меценат, впо­следствии она получила именную медаль на выставке в Париже. Сейчас картина выставляется в Русском Государственном музее в Санкт-Петербурге.

 Сочинение по картине В. И. Сурикова

  • Сочинения по картинам 5-9 класс

    • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина

      Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом...

    • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина

      Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали...

    • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина

      Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,...

    • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина

      Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с...

    • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»

      Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может...

    • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь

      И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были...

    • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»

      Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах....

    • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”

      Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают...

    • Сочинение по картине "Май 1945" А. и С. Ткачёвых

      Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в твор­чество...

    • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой "За туалетом. Автопортрет"

      Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескуч­ном под...