A+ A A-

Сочинение по картине К. А. Савицкого "Отец"

«Что ни говори, а следует показать иностран­цам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы...» — так говорил замечательный художник и график-иллюстратор Константин Аполлонович Са­вицкий.

Константин Аполлонович родился 6 июня 1845 го­да в Таганроге. Его отец был военным врачом, слу­жившим в городской гимназии. Страсть к живописи у юного Савицкого проявилась рано. В гимназии, куда Костя поступил в десять лет, его любимым предметом был урок рисования. В дальнейшем художественное образование Константин Аполлонович получил в Ака­демии художеств в Санкт-Петербурге, где проучился девять лет, а после этого совершенствовал своё ма­стерство в Париже в течение двух лет.

Обучаясь в Академии, Савицкий рисовал картины по библейской и античной тематике, соответствующие требованиям того времени. За свою картину «Каин и Авель» Савицкий получил золотую медаль.

Впоследствии, главной темой творчества Констан­тина Аполлоновича стала русская действительность, простые бытовые сцены из повседневной жизни рус­ского народа, преимущественно тема крестьянства. Среди работ, изображающих яркие стороны народ­ной жизни, жизни рабочего класса следует отметить: «Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы», «На войну», «Погорельцы», «Тёмные люди», «Пастух», «Крючник», «Спор на меже» и многие дру­гие.

С 1878 года Константин Аполлонович был ак­тивным деятелем «Товарищества передвижных худо­жественных выставок», поэтому тема народничества была ему близка как никому другому. Вероятнее всего из-за того, что Савицкий с необычайным вниманием и чуткостью изображал жизнь крестьян, его назвали «Некрасовым в живописи».

Очень трогательной и драматичной является кар­тина Савицкого «Отец», написанная в 1896 году и находящаяся сейчас в Таганрогском художествен­ном музее. В 1902 году Константин Аполлонович передал это полотно в дар Таганрогскому краеведче­скому музею со словами: «Глубоко и твёрдо залегло в душе моей всё то, что окружало меня и при чём слагался мой первоначальный мир. Многие и долгие годы протекли с тех пор, как ещё ребёнком расстал­ся я с родиной, но это не разъединило меня с ней, а напротив, чем дальше я от этих светлых и тёплых воспоминаний, — тем сильнее бьётся сердце по ро­дине. Блеснёт ли в жизни моей луч счастья и радости, нахмурится ли чело от скорби и горя, — всегда го­род Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка (где прошло раннее детство) согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют моё художественное творчество...».

 

То, что написано на картине, не может никого оставить равнодушным. У полотна есть и другое на­звание — «С больным ребёнком перед чудотворною иконой». На первом плане картины мы видим мужчи­ну в церкви с младенцем на руках. Судя по одеянию мужчины, он — простой рабочий, возможно, ремес­ленник. Его ребёнок мирно спит, он закутан в пёстрое лоскутное одеяльце, что ещё раз подтверждает, что эти люди бедны. Малыш болеет и отец пришёл в цер­ковь, чтобы помолиться перед чудотворной иконой и попросить выздоровления своему чаду. Мужчина измучен, его лицо осунулось, а глаза пристально и просительно всматриваются в икону. Похоже, это последняя надежда мастерового, *и он цепляется за неё изо всех сил.

Драматичность и трагичность усиливаются за счёт цветовой гаммы картины. Художник использовал глу­бокие насыщенные цвета. На заднем плане золотом блестят оклады икон, горят свечи и лампады, сквозь небольшое окно пробивается свет. Контрастно выде­ляется лицо отца, поскольку его эмоции, его чувства, его душевные терзания — это самое важное в кар­тине. Любой, увидевший это произведение, испытает сострадание и желание помочь бедной семье. Полотно оставляет неизгладимое впечатление.

Кроме живописи Константин Аполлонович зани­мался также иллюстрированием книжных изданий, создавал литографии и офорты.

Савицкий более двадцати лет занимался педаго­гической деятельностью, сперва преподавал в учи­лище имени Штиглица в Санкт-Петербурге, затем в Московском училище живописи, и позднее в Пен­зенском рисовальном училище. Его именем названы Пензенская областная картинная галерея и Пензен­ское художественное училище, директором которых он был.

В 1897 году Савицкому было присвоено звание академика живописи. У Константина Аполлонови- ча было много одарённых учеников, среди них был и его сын Георгий, впоследствии ставший известным мастером и лауреатом Государственной премии.

Константин Аполлонович Савицкий умер 31 янва­ря 1905 года в Пензе.

 Сочинение по картине К. А. Савицкого

загрузка...
  • Сочинения по картинам 5-9 класс

    • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина

      Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом...

    • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина

      Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали...

    • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина

      Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,...

    • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина

      Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с...

    • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»

      Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может...

    • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь

      И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были...

    • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»

      Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах....

    • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”

      Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают...

    • Сочинение по картине "Май 1945" А. и С. Ткачёвых

      Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в твор­чество...

    • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой "За туалетом. Автопортрет"

      Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескуч­ном под...