A+ A A-

Сочинение по картине В. Е. Попкова "Осенние дожди. Пушкин"

Виктор Ефимович Попков (1932-1974) родил­ся в Москве в семье рабочего. Учился в Художе­ственно-графическом педагогическом училище, затем в Московском государственном академическом худо­жественном институте им. В. И. Сурикова — учебном заведении, которое явилось продолжателем традиций Училища живописи, ваяния и зодчества, где учились многие знаменитые русские живописцы.

Исследователи отмечают яркий, самобытный стиль Попкова, которого нередко называют одним из осно­воположников «сурового стиля» в советском изобра­зительном искусстве. Что такое «суровый стиль»? Это лаконичность цветовых решений, упрощение пространства, плоскостная ориентация изображения. Однако Попков внёс в этот стиль особую вырази­тельность и эмоциональность, отражавшие глубин­ные движения его души. Самые обычные, на первые взгляд, образы на картинах Попкова заключают в себе глубокий смысл.

Творческий и жизненный путь талантливого ху­дожника, увы, оборвался внезапно и трагически — 12 ноября 1974 г. он был застрелен инкассатором, когда обратился к водителю инкассаторской машины с просьбой подвезти. В этот день в мастерской ху­дожника на мольберте стояла неоконченная работа — картина «Осенние дожди. Пушкин». Близкие и друзья художника на похоронах Попкова поставили картину рядом с гробом.

Замысел картины родился в Михайловском, где художник побывал осенью 1973 г. Очарование этого места поразило воображение Попкова, оно оказалось созвучно его настроению, как и творчество Пушкина близко его отношению к миру. Художник начал карти­ну здесь же, в Михайловском, где на всё словно бы оставил незримый отпечаток дух Пушкина. Позировал Попкову коллега по искусству, художник Ю. С. Пав­лов, который надевал специально заказанный для этой цели фрак — одежду, изготовленную по моде пуш­кинской эпохи. Иногда и сам Попков надевал этот фрак, стремясь глубже ощутить атмосферу, в которой жил Пушкин. И действительно, художнику удалось ощутить духовное родство с поэтом, который жил бо­лее века назад. Попков, как и Пушкин, любил осень, любил родную русскую природу. Как и великому по­эту, посвятившему этому времени года немало стихов, художнику особенно нравилось творить осенью.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

(А. С. Пушкин «Осень», 1833)

И судьбы их оказались отчасти схожи — как и Пушкин, Попков погиб неожиданно и нелепо, в рас­цвете жизненных и творческих сил.

На картине Попкова осень — не менее значимый персонаж, чем Пушкин. Художнику удалось живо передать осеннее настроение, вдохновенное и груст­ное одновременно. Осень занимает основную часть полотна.

Крыльцо, на котором стоит Пушкин, изображено со стороны дома. Две колонны, к одной из которых прислонйлся поэт, словно обозначают выход к пейзажу. От крыльца идёт ступенчатый спуск к небольшой площадке, на которой стоит белая садовая скамейка. По обеим сторонам спуска — деревья в золотой осенней листве. Несколько жёлтых листьев, занесённых ветром, лежит на крыльце. Картина как раз воспроизводит момент, когда дует ветер — об этом свидетельствуют всколыхнувшиеся полы пушкинского фрака.

Дождливую погоду передают сине-сизые тона, в ко­торых выполнены дальняя перспектива и небо. Есть на картине и вода: изогнутая полоса речки за пожел­тевшим парком, вдали — озёра. Даже перед крыльцом есть лужица.

На дальнем плане картины, справа, намечено кро­хотное изображение белой лошади.

Пушкин стоит на крыльце спиной к зрителю, сло­жив руки на груди и прислонившись правым-плечом к колонне. Голова чуть повёрнута влево, так что виден характерный профиль поэта, обрамлённый курчавыми волосами. Тёмный силуэт Пушкина чётко выделяется на жёлто-сизом осеннем фоне. Композиционно фигура поэта находится не в центре картины, а в её правой части. Однако едва ли будет ошибкой сказать, что фигура Пушкина — своего рода смысловая ось карти­ны. Пушкин и осень — две важные взаимосвязанные темы в картине. Пушкин на фоне осени, осеннее вдох­новение, стихи об осени — обо всём этом сумел без слов рассказать художник.

Картина выдержана в жёлтых, синевато-зелёных и серых тонах, не считая тёмного силуэта Пушки­на. Смутная печаль, острое ощущение одиночества и вдохновение — эти чувства, переданные художни­ком, роднят его произведение со стихами великого поэта.

Едва ли стоит безо всяких оговорок считать карти­ну «Осенние дожди» историческим полотном — скорее попыткой художника заглянуть во внутренний мир поэта, показать взаимосвязь природы и творческого вдохновения.

Стоит отметить изящество изображения. Изящно очерченный силуэт Пушкина, тонкие нервные пальцы поэта, колонны крыльца, выразительно прорисован­ные жёлтые листья, коричневато-голубоватая даль... Художнику вполне удалось воспроизвести поэтич­ность осенней природы, показать, за что так любил это время года Пушкин.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт...

(А. С. Пушкин «Осень», 1833)

 Сочинение по картине В. Е. Попкова

загрузка...
  • Сочинения по картинам 5-9 класс

    • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина

      Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом...

    • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина

      Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали...

    • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина

      Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,...

    • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина

      Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с...

    • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»

      Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может...

    • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь

      И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были...

    • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»

      Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах....

    • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”

      Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают...

    • Сочинение по картине "Май 1945" А. и С. Ткачёвых

      Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в твор­чество...

    • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой "За туалетом. Автопортрет"

      Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескуч­ном под...